Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Образование и наука. Периодическая печать и художественная культура

История России конца 19-начала 20 века

28.03.2024
3648
0

Образование и наука

 

План урока

  • Образование в первой половине XIX в.
  • Наука в первой половине XIX в.

Цели урока

  • уметь давать определение понятиям: разночинцы, приходские и уездные училища
  • знать причины подъёма образовательной и научной сфер в первой половине XIX в.
  • уметь давать характеристику роли и значения образования в ходе реформ и достижениям русской науки

Разминка

  • Какие успехи были достигнуты в сфере образования и науки в России в 
    XVIII в.?
  • Подберите ассоциации к выражению «золотой век культуры».

Образование в первой половине XIX в.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трёхклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. 

Рис. 1. Сибирский кадетский корпус

В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: 

  • приходские школы для крестьян;
  • уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей;
  • гимназии для детей дворян и чиновников.

Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты (рис. 1).

Рис. 2. Императорский Царскосельский лицей

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый  Царскосельский лицей . Программа преподавания в нём почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гирс; министр народного просвещения Д. А. Толстой (рис. 2).

 

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

Рис. 3. Женская гимназия

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц (рис. 3). 

 

Программа была рассчитана на 7–8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

Рис. 4. Дерптский университет

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывающими монархические чувства.

 

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове.  Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодёжи, стремившейся к знаниям (рис. 4).

 

Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др. Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. 

Рис. 5. Отцы и дети

Разночинцы (выходцы из недворянских слоёв) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. К примеру, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук (рис. 5).

Наука в первой половине XIX в.

Рис. 6. К. Ф. Рулье

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм учёных, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний всё большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

 

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье  ещё до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира (рис. 6).

Рис. 7. Н. И. Лобачевский

Математик Н. И. Лобачевский  в 1826 г., опередив современных ему учёных, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила её еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. (рис. 7). 

 

В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил  астроном В. Я. Струве , обнаруживший концентрацию звёзд в главной плоскости Млечного Пути (рис. 8).

Рис. 8. В. Я. Струве

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины.  Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. 

 

П. Л. Шиллинг  создал первый записывающий электромагнитный телеграф. 

Отец и сын  Е. А. и М. Е. Черепановы  на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге (рис. 9). 

Рис. 9. В .В. Петров, П. Л. Шиллинг, отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы

Химик Н. Н. Зинин  разработал технологию синтеза анилина — органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности.  П. П. Аносов  раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали (рис. 10). 

Рис 10. Н. Н. Зинин и П. П. Аносов

Н. И. Пирогов  впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и, совместно с Н. И. Пироговым, метод внутривенного наркоза (рис. 11).

Рис. 11. Н. И. Пирогов и А. М. Филомафитский

Складывание России как великой евразийской державы, её геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдалённых районов земного шара (рис. 12)

Рис. 12. Кругосветное путешествие И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

Рис. 13. Ю. Ф. Лисянский

Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803–1806 гг. под командованием  И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка (рис. 13 и 14).

 

Позднее Ю. Ф. Лисянский , проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. 

 

В 1819–1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду.

Рис. 14. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

Рис. 15. Карта экспедиции «Востока» и «Мирного»

Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельской открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

 

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано  «Слово о полку Игореве»  — выдающийся памятник древнерусской литературы XII в. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

Рис. 16. «История государства российского» Н. М. Карамзин. 1818 г.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (рис. 16). Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника.

Рис. 17. С. М. Соловьёв

Для следующих поколений историков было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику её развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. 

 

В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки  С. М. Соловьёв . Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времён» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории (рис. 17).

 

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. 


Контрольные вопросы

 

1. Какие факторы влияли на развитие российской культуры?

2. Какие новшества появились в российском образовании в первой половине XIX в.

3. Какие учёные внесли заметный вклад в развитие русской и мировой науки?


Предыдущий урок
Внутренняя и внешняя политика в 1801—1811 гг. Героический 1812 год
История России конца 19-начала 20 века
Следующий урок
Россия после войны с Наполеоном. Общественное движение. Восстание декабристов
История России конца 19-начала 20 века
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • Технологии создания мультимедийного контента для сайта

    Информатика

  • Орфография. Повторение. Правописание гласных в корне

    Русский язык

  • Построение графика квадратичной функции

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке