в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Конспект урока: История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Строение и эволюция Вселенной

Динамика

История развития представлений о Вселенной

• История развития представлений об устройстве мира

• Знать: понятия геоцентризма и гелиоцентризма; ученых, внесших значительный вклад в развитие астрономии
  • Уметь описывать теории об устройстве мира, выдвинутые в разные периоды времени

• Как представляли себе устройство мира люди в древние времена?
  • Что такое геоцентризм?
  • Когда впервые было высказано предположение, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце?

История развития представлений об устройстве мира

С древнейших времен люди искали объяснение смене времен года, смене дня и ночи, движению звезд и планет на небосводе.

Известно, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры шумерские астрономы судили о начале нового года по дню весеннего равноденствия, изучали солнечные и лунные затмения и разрабатывали первые календари.

В Древней Греции установили, что звезды движутся вместе с небосводом и лишь кажутся неподвижными. Греческие астрономы смогли описать траекторию движения семи небесных тел. Траектории Солнца и Луны представляют собой окружности. Траектории Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна имеют сложные формы в виде петель и зигзагов. Из-за сложной траектории движения эти небесные тела были названы планетами (от греч. – «блуждающая звезда»).

Изначально считалось, что в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по круговым орбитам вращаются планеты и звезды. Такое представление о мире называется геоцентризмом.

Рис. 1. Система мира по представлению Аристотеля Рис. 1. Система мира по представлению Аристотеля

Древним астрономам не были известны массы небесных тел и расстояния между ними и Землей, но ученые фиксировали промежутки времени, через которые небесные тела проходят одну и ту же точку на сфере. Таким образом были рассчитаны периоды обращения небесных тел вокруг Земли. По этим данным были сделаны выводы, что Меркурий находится ближе всего к Земле, так как он движется быстрее других планет. После Меркурия на орбите большего радиуса вращается Венера, так как ее скорость движения по небесному своду меньше и т. д. (рис. 1).

Полученные знания впервые были систематизированы и изложены Аристотелем (384-322 до н.э.) в труде под названием «О небе». Аристотель считал, что весь мир, Вселенная представляет собой шар – совершенную форму. В центре шара находится неподвижная, тяжелая Земля.

Рис. 2. Изменение положения Марса на небе в течение года Рис. 2. Изменение положения Марса на небе в течение года

Вокруг Земли вращаются сферы, в которых расположены известные на тот момент планеты и Солнце, центры сфер совпадают с центром Земли. Сложное движение планет Аристотель объяснял существованием дополнительных сфер между сферами планет, которые вращаются под разными углами с различными скоростями.

Система устройства мира, представленная Аристотелем, не позволяла выявить законы, по которым движутся планеты. Траектория их движения представляет собой петлю (рис. 2), что означает периодическое изменение направления движения планет на противоположное.

Спустя четыре века после появления труда Аристотеля другой греческий ученый Клавдий Птолемей предложил систему эпициклов (дополнительных кругов) для объяснения петлеобразного движения планет.

Рис. 3. Система эпициклов, предложенная Птолемеем Рис. 3. Система эпициклов, предложенная Птолемеем

Птолемей считал, что сложное движение планет есть результат сложения двух круговых движений: на исходной круговой траектории движения планеты (деференте) расположен центр еще одной маленькой окружности (эпицикла). Планета, по предположению ученого, находится на маленькой окружности (рис. 3).

Таким образом, планета вращается по маленькой окружности, центр которой вращается по деференту, в результате наблюдатель на Земле увидит траекторию в форме петли.

Теория геоцентризма просуществовала вплоть до XVI века, пока польским ученым Николаем Коперником (1473-1543) впервые не была предложена гелиоцентрическая система устройства мира. В 1543 г. Коперник опубликовал труд под названием «О круговращениях небесных тел», в котором утверждал, что в центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого вращаются другие небесные тела (рис. 4). Ученый считал, что видимое движение планет вокруг Земли обусловлено вращением Земли вокруг своей оси. Сама Земля, как и другие планеты, движется вокруг Солнца, вокруг Земли вращается только Луна.

Рис. 4. Геоцентрическая система мира Коперника Рис. 4. Геоцентрическая система мира Коперника

Теория Коперника объясняла практически все известные на тот момент факты о движении небесных тел и послужила толчком к развитию новых взглядов на устройство мира.

Ученик Коперника, итальянский философ Джордано Бруно (1548-1600) впервые высказал предположение о бесконечности Вселенной. Гипотеза Бруно шла вразрез с католической доктриной о сотворении мира, результатом послужило сожжение ученого в 1600 г. по приговору католической инквизиции.

В 1609 г. Галилео Галилеем был изобретен первый телескоп. Данное изобретение позволило обнаружить спутники Юпитера, фазы Венеры и многие другие открытия, доказывающие, что Земля не является неподвижным центром Вселенной.

В начале XVII века пражский астрономом Кеплер опубликовал три закона движения планет. Труды ученого впоследствии послужили основой для открытия закона всемирного тяготения Ньютоном.

Развитие теоретических знаний в области астрономии, открытие закона всемирного тяготения позволило предсказать существование планеты Нептун только на основании теоретических расчетов. В 1781 г. польский ученый Уильям Гершель наблюдал в телескоп неизвестную ранее планету – Уран.

Наблюдения за Ураном привели астрономов к выводу, что его движение обусловлено не только гравитационным взаимодействием с Солнцем, но и взаимодействием с неизвестной планетой. Расчеты позволили ученым определить ее местоположение, после чего Нептун был обнаружен с помощью телескопа в предполагаемом на основании расчетов месте.

Итоги

• Геоцентрическая система мира – это представление об устройстве мира, согласно которому в центре Вселенной расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды
  • Гелиоцентрическая система мира предполагает, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты.

1. Опишите предложенную Аристотелем картину мира.
2. В чем заключается теория эпициклов Птолемея?
3. Какие ученые развивали теорию гелиоцентризма?

Динамика. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила