Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Рост и развитие организмов

Биология развития

19.01.2025
6245
0

Рост и развитие организмов

План урока

  • Общая характеристика онтогенеза
  • Эмбриональный период развития
  • Периоды постэмбрионального развития

Цели урока

  • уметь объяснять сущность понятий «рост» и «развитие» и сравнивать их, различать и сравнивать непрямой и прямой типы развития, характеризовать эмбриональный период онтогенеза
  • знать основные признаки эмбрионального и постэмбрионального периодов онтогенеза

Разминка

  • Что такое рост и развитие?
  • Какие стадии индивидуального развития проходят живые организмы?

Общая характеристика онтогенеза

 

Способность к росту и развитию — одно из главных свойств живых организмов.


Рост организма — это постепенное увеличение его массы и размера, изменение формы и строения тела в результате увеличения количества клеток, их размеров.


Но рост почти всегда сопровождается биохимическими и физиологическими изменениями в клетках, их усложнением. Возрастание сложности органов и организма, улучшение его приспособленности к условиям окружающей среды можно назвать развитием.

 

Существует два основных типа роста — ограниченный и неограниченный

 

Так, например, у однолетних растений весь жизненный цикл занимает меньше года: растение растёт, размножается, стареет и погибает. 

 

Неограниченный рост свойственен древесным многолетним растениям, они растут до самой своей гибели. Неограниченный рост характерен также для грибов, а вот у большинства животных рост ограниченный.

 

Развитие любого организма с момента его возникновения (с момента оплодотворения) и до смерти называют онтогенезом. У одноклеточных организмов онтогенез начинается с момента деления материнской клетки, а заканчивается гибелью клетки или её делением.


Онтогенез — индивидуальное развитие организма от начала существования до конца жизни.


В онтогенезе животных выделяют два периода.

 

Эмбриональный период развития

 

Эмбриональное (зародышевое) развитие охватывает процессы от первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения и у большинства животных включает три основных этапа: дробление, гаструляцию и органогенез.


Дробление — это семь – восемь последовательных митотических делений зиготы.


При дроблении дочерние клетки (бластомеры) не расходятся и не увеличиваются в размерах. С каждым следующим делением их размеры уменьшаются.

Рис. 1. Дробление зиготы

Яйцеклетки с небольшим запасом питательных веществ делятся полностью, т. е. происходит полное дробление. Если яйцеклетка содержит большое количество желтка, то наблюдается частичное дробление — делится только диск цитоплазмы с ядром, а сам желток остаётся без изменений (например, у птиц).

Рис. 2. Бластула

 

Завершается дробление образованием однослойного многоклеточного зародыша — бластулы.


Бластула — это шарообразный зародыш, стенка которого — бластодерма — образована одним слоем клеток, а внутри — полость, бластоцель.


После дробления идёт процесс гаструляции, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности бластулы внутрь, на места будущих органов. В результате этих перемещений образуется гаструла.


Гаструла — двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы).


Рис. 3. Гаструла

У ланцетника гаструла возникает путём впячивания бластодермы в полость бластоцеля.

 

Внутренняя полость гаструлы называется первичной кишкой. Её связывает с внешней средой отверстие (бластопор), которое становится первичным ртом.

На стадии двух зародышевых листков заканчивается развитие губок и кишечнополостных.

 

У всех остальных животных развитие продолжается, и образуется третий зародышевый листок — мезодерма. Она формируется из энтодермы и всегда расположена между экто- и энтодермой в первичной полости тела.

 

Дальнейшая дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию тканей и органов, т. е. к гисто- и органогенезу.

 

Из энтодермы образуется хорда. Впоследствии хорда у позвоночных замещается позвоночником, и только у некоторых животных (например, у хрящевых рыб) её остатки сохраняются в течение всей жизни.


Хорда — внутренний скелет в виде гибкого тяжа, расположенный на спинной стороне.


Из эктодермы, расположенной над самой хордой, выделяется нервная пластинка. Затем края пластинки поднимаются и смыкаются. Образуется нервная трубка — зачаток центральной нервной системы. 

Формируется нейрула.

 

Нервная трубка, хорда и кишечник создают осевой комплекс органов зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела.

 

Ткани и органы развиваются одинаково у всех трёхслойных животных.

Рис. 4. Нейрула

Из эктодермы у позвоночных животных образуется нервная система, органы чувств, покровный эпителий с его железами и производными структурами (волосы, перья, копыта, когти и т. п.).

 

Из энтодермы формируются органы пищеварительной и дыхательной системы: эпителий средней кишки, печень и поджелудочная железа, жабры, лёгкие, плавательный пузырь, а также щитовидная железа.

 

Из мезодермы образуются мышечная ткань, все виды соединительной ткани (например, дерма кожи, тела позвонков), кровеносная система, органы выделения, половые железы.

Зародыш развивается как единый организм, в котором все клетки, ткани и органы находятся в тесном взаимодействии.

 

У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный.
 

Личиночный тип развития распространён у насекомых, амфибий и некоторых других животных. Яйцеклетки этих животных содержат мало желтка; из их яиц появляются личинки.

 

При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма — превращение, или метаморфоз.


Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от личиночной стадии к взрослой форме.


Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным метаморфозом) и с неполным превращением (с неполным метаморфозом).

Рис. 5. Непрямое развитие с полным превращением

При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая питается, растёт и затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое насекомое (имаго).

 

Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых (жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчёл, ос, шмелей) 

и т. п.

Рис. 6. Развитие с неполным превращением

У малоподвижных, прикреплённых и паразитических видов свободноживущие личинки способствуют расселению вида и расширению ареала. Это позволяет избежать перенаселения и ослабляет внутривидовую конкуренцию за пищу и другие ресурсы.

 

Развитие с неполным превращением происходит, когда отсутствует стадия куколки. Личинка в процессе линек постепенно превращается в имаго. Неполное превращение характерно для тараканов, полужесткокрылых (клопов), прямокрылых, стрекоз.

Яйцекладный тип индивидуального развития встречается у пресмыкающихся, птиц и первозверей (утконоса и ехидны). Яйцеклетка у них содержит большой запас питательных веществ, зародыш развивается в яйце (рис. 8). Стадии личинки у таких животных нет.

Рис. 7. Слонёнок в матке

Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе у человека. В этом случае развитие зародыша происходит в материнском организме. Организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона (дыхание, питание, выделение) через специальный орган — плаценту.
Внутриутробное развитие заканчивается процессом рождения.

Периоды постэмбрионального развития

Рис. 8. Процесс вылупления черепах

Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода: ювенильный, период зрелости и период старения.

 

Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося ещё в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы развиты до такой степени, что молодое животное может существовать и развиваться в окружающей среде. Выполняют свои функции нервная, кровеносная и выделительная системы.

 

С выходом организма из зародышевых оболочек начинают функционировать органы дыхания, пищеварительная система и органы чувств.  В течение ювенильного периода окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма, особь достигает характерных для вида размеров.

 

Позже других органов развивается половая система. Когда заканчивается её формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.

 

В течение периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов он длится лишь несколько суток, у других — много лет.

 

Период старения характеризуется замедлением обмена веществ и деградацией органов. Старение приводит к естественной смерти.

 

Для ювенильного периода характерно прямое или непрямое развитие.


Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых беспозвоночных (малощетинковых червей, пауков и др.).

 

При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию.


Контрольные вопросы

  1. Что такое онтогенез?
  2. Что происходит в эмбриональном периоде?
  3. Что такое бластула?
  4. Каково строение гаструлы?
  5. Чем отличается развитие с полным превращением от развития организма с неполным превращением?


Выводы

Отмечают два типа роста — неограниченный (грибы, древесные растения) и ограниченный (животные). Развитие организма от рождения до смерти — онтогенез. Онтогенез бывает прямым и непрямым, а у многоклеточных животных его подразделяют на два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбрион в своём развитии проходит ряд стадий: бластула, гаструла, нейрула. У подавляющего числа животных в зародыше формируются три зародышевых листка: эктодерма, энтодерма, мезодерма.

Предыдущий урок
Наследственность и изменчивость – общие свойства живых организмов. Закономерности наследования признаков. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость
Генетика
Следующий урок
Бесполое размножение. Половое размножение
Биология развития
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
  • Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны

    Физика

  • Кислородные соединения серы

    Химия

  • Н.В. Гоголь «Мертвые души». История создания. Особенности жанра. Тематика и проблематика произведения. Личность Чичикова

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке