Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сложение и умножение вероятностей

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

09.12.2024
2153
0

Сложение и умножение вероятностей

План урока

  • Несовместные события. Правило сложения вероятностей;
  • Независимые события. Правило умножения вероятностей.

Цели урока

  • Уметь определять несовместные и независимые события;
  • Знать, какие события называются независимыми, несовместными;
  • Уметь применять правила сложения и умножения вероятностей для решения задач.

Разминка

  • Какова вероятность, что телефонный номер заканчивается чётной цифрой?
  • Чему равна вероятность вытащить белый шар из коробки, в которой 15 белых и 10 черных шаров?
  • Если вероятность попадания по мишени равна 0,87, то чему равна вероятность промаха?

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

 

Часто задачи на нахождение вероятности не решить с помощью классического подхода. Поэтому в теории вероятностей точно так же, как и в других разделах математики, существуют свои правила и законы, которые помогают решить эти задачи.

 

Рассмотрим пример. В магазине на полке бестселлеров стоят 3 детектива, 4 книги по психологии и 8 романов. С полки выбирают одну книгу. Пусть событие A — взяли детектив, событие B — взяли книгу по психологии, C — взяли роман.

 

Обратим внимание, что если с полки взяли книгу, то может произойти одно из событий AB или C, причём они не могут произойти вместе, т.е. наступление каждого из них исключает наступление других. Говорят, что события A,B и C являются несовместными.


Несколько событий называются несовместными, если в одном и том же испытании они не могут произойти одновременно, т. е. наступление одного исключает наступление другого.


Теперь рассмотрим событие D — с полки не взяли роман. Другими словами, с полки взяли детектив или книгу по психологии. Учитывая, что на полке стоит всего 15 книг (3+4+8), найдем вероятность событий AB и D:

 

P(A)=315,                  P(B)=415,                   P(D)=715

 

Вероятности этих событий связаны следующим соотношением:

 

P(A)+P(B)=P(D).

 

На самом деле подобным соотношением связаны все несовместные события.


Если событие D означает, что наступает одно из двух несовместных событий A или B, то вероятность события D равна сумме вероятностей событийA и B, т. е.

 

P(D)=P(A)+P(B).


Пример 1

В онлайн-магазине при покупке от 500 рублей покупателю дарят подарок. Вероятность того, что это будет кружка равна 0,3, а вероятность, то что это будет свечка — 0,15. Какова вероятность того, что покупателю не положат в подарок кружку или свечку.

 

Решение

 

Пусть событие A — положили кружку, событие B — положили свечку, C — положили свечку или кружку, а событие D — не положили свечку или кружку.

 

События C и D являются противоположными, так же событие C означает, что наступает одно из двух несовместных событий A или B.

 

Тогда имеем следующие соотношения:

 

P(C)+P(D)=1 и P(C)=P(A)+P(B).

 

Нам необходимо найти вероятность события D. Получим

 

P(D)=1-P(C)=1-(P(A)+P(B))=1-(0,3+0,15)=0,55.

 

Ответ: 0,55.


Упражнение 1

1. В забеге на 1 500 метров участвуют два девятиклассника Ваня и Толя. Эксперты полагают, что вероятность победы Вани составляет 0,26, а шансы Толи оцениваются в 0,04. Если эти оценки справедливы, то каковы шансы того, что чемпионом станет девятиклассник?

2. При стрельбе по мишени стрелок выбьет 10 баллов (максимальный результат) с вероятностью 0,17; 9 баллов с вероятностью 0,14; 8 баллов с вероятностью 0,23. Какова вероятность, что стрелок НЕ наберет даже 8 баллов одним выстрелом?


Независимые события. Правило умножения вероятностей

 

В теории вероятностей очень часто события происходят совместно. Определим правило нахождения вероятности совместного наступления независимых событий.


События называются независимыми, если наступление одного из них не влияет на вероятность наступления других событий.


Рассмотрим ещё один пример. Игральный кубик бросают дважды. Игрок выигрывает, если в первый раз выпадает нечетное число, а во второй раз — число меньше 3. Какова вероятность выигрыша?

 

Пусть событие A — в первый раз выпало нечетное число, событие B — во второй раз выпало число меньше 3, событие C — выигрыш игрока. Обратим внимание, что события A и B являются независимыми.

 

Найдем вероятность каждого события по отдельности. Число благоприятных исходов для A равно трём (число 1, 3, 5), для B — двум (числа 1 и 2). Общее число исходов для каждого из этих двух событий равно шести, тогда

 

P(A)=36 и P(B)=26.

 

Для события C, необходимо воспользоваться комбинаторным правилом умножения. Количество благоприятных исходов для события C равно произведению 3×2 (для первого броска соответствуют три возможных выпадения: 1, 3 и 5, а для второго – два: 1 и 2), а количество всех исходов для события C равно произведению 6×6 (каждому из 6 выпавших чисел в первый раз соответствуют 6 возможных выпавших чисел во второй раз). Тогда

 

P(C)=3×26×6=36×26,

 

т. е.

 

P(C)=P(A)×P(B).

 

На самом деле подобным соотношением связаны все независимые события.


Если событие C означает совместное наступление двух независимых событий A и B, то вероятность события C равна произведению вероятностей событий A и B, т. е.

 

P(C)=P(A)×P(B).


Пример 2

В классе есть два друга: Артем и Егор. Вероятность, что Артем напишет контрольную на «отлично» равна 0,8, а Егор — 0,6. Найдите вероятность того, что оба мальчика не напишут контрольную работу на отлично.

 

Решение

 

Пусть   событие   A   —   Артем   написал    на   отлично,   а   A   —   противоположное к A, событие B — Егор написал на отлично, а B — противоположное к B.

 

Найдем вероятности событий A и B:

 

P(A)=1-P(A)=1-0,8=0,2,

 

P(B)=1-P(B)=1-0,6=0,4.

 

Пусть событие C — Артем и Егор не написали контрольную работу на отлично. Событие C означает совместное наступление двух независимых событий A и B. Тогда

 

P(C)=P(A)×P(B)=0,2×0,4=0,08.

 

Ответ: 0,08.


Упражнение 2

1. Ученик решает две задачи. Вероятность сделать в первой задаче ошибку составляет 0,05, во второй задаче — 0,2. Ученик получит дополнительную задачу, если обе задачи будут сделаны с ошибкой. Какова вероятность получить дополнительную задачу?

2. По мишени стреляют из двух орудий. Вероятность попадания из первого орудия составляет 0,4, а из второго — 0,6. С какой вероятностью по мишени попадет ровно одно орудие?


Контрольные вопросы 

 

1. Какие события называются несовместными? Приведите примеры.

2. Какие события называются независимыми? Приведите примеры.

3. В каком случае нужно сложить вероятности, а в каком умножить?


Ответы

Упражнение 1

 

1. 0,3.                2. 0,46

 

 

Упражнение 2

 

1. 0,01.                2. 0,52


Предыдущий урок
Корень n-ой степени
Корни
Следующий урок
Относительная частота случайного события
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Химический состав организма (нуклеиновые кислоты и АТФ)

    Биология

  • Строение текста

    Русский язык

  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. СПП с последовательным подчинением придаточных

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке