Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

Системы уравнений и неравенств

18.04.2024
1612
0

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

План урока

  • Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

Цели урока

  • Уметь составлять систему уравнений по условию задачи;
  • Уметь решать системы уравнений второй степени.

Разминка

  • Является ли решением уравнения 3x-2y+5=0 пара чисел (3; 7)?
  • Какие способы решения системы уравнений существуют?

                                               

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

 

Уравнения и системы уравнений помогают решать разные задачи. Если необходимо найти значение одной переменной, то обычно удается составить уравнение, которое можно решить известными методами. Но иногда одного уравнения для решения задачи недостаточно.

 

Системы уравнений составляют в трех случаях: либо необходимо найти значения для нескольких величин, либо в условии задачи не хватает данных для нахождения значения для одной переменной, либо, когда условие задачи содержит несколько условий на заданную величину.

 

Тогда можно сделать вывод, что для того, чтобы решить задачу с помощью системы уравнений необходимо сначала составить эту систему, а потом, естественно, её решить.

 

Рассмотрим несколько примеров.


Пример 1

Из одной точки одновременно в перпендикулярных направлениях стартовали два велосипедиста с разными скоростями. Через 2 часа расстояние между ними стало равно 26 км. С какой скоростью двигался каждый велосипедист, если известно, что первый прошел за 1 час такое же расстояние, какое второй прошел за 25 минут?

 

Решение:

 

Условие задачи содержит два условия, поэтому задачу возможно решить с помощью системы уравнений.

 

1. Скорости движения обоих велосипедистов нам неизвестны, поэтому обозначим их как неизвестные величины: x км/ч — скорость первого велосипедиста, y км/ч — скорость второго велосипедиста. 

 

2. Составим таблицу по условию задачи.

 

          1 велосипедист          

          2 велосипедист           

1 условие

V

x

y

t

2 ч

2 ч

S

2x

2y

2 условие

V

x

y

t

1 ч

25 мин=2560 ч=512 ч

S

x

512y

 

3. Составим уравнения. Так как велосипедисты двигались в перпендикулярных направлениях (или другими словами, по катетам прямоугольного треугольника), то расстояние между ними можно выразить через теорему Пифагора. Тогда первое уравнение (2x)2+(2y)2=262 задает первое условие. Во втором условии они прошли одинаковый путь, т. е. второе уравнение имеет вид x=512y. Получили систему:

(2x)2+(2y)2=262x=512y

 

4. Решим систему методом подстановки, подставив выражение x=512y в первое уравнение:

(2×512y)2+4y2=676

 

2536y2+4y2=676

 

16936y2=676

 

y2=676÷16936

 

y2=144

 

y1=12, y2=-12.

 

5. Подставим в выражение x=512y только y1=12, т. к. скорость не может быть отрицательной. Получим:

 

x=512×12=5.

 

6. Итог, скорость первого велосипедиста равна 5 км/ч, второго — 12 км/ч.

 

Ответ: 5 км/ч и 12 км/ч.


Пример 2

Разность двух чисел равна 6, а их произведение равно 187. Найдите эти числа.

 

Решение:

 

Условие задачи также содержит два условия, поэтому решим её с помощью системы уравнений:

 

1. Обозначим за переменную x — первое число, за y — второе число. 

 

2. Составим систему уравнений по условиям задачи. Первое уравнение имеет вид  x-y=6 и описывает разность чисел, второе — xy=187 дает информацию о произведении. Получили:

 

x-y=6xy=187

 

3. Решим систему уравнений с помощью метода подстановки. Из первого уравнения выразим переменную x и подставим во второе уравнение. Тогда:

 

x=6+y

 

(6+y)y=187

 

4. Решим уравнение:

 

y2+6y-187=0

 

y1=11, y2=-17

 

5. Подставим полученные значения в выражение x=6+y. Тогда получим:

 

x1=6+11=17

 

x2=6+(-17)=-11

 

6. Таким образом, решением задачи являются две пары чисел: (17; 11) и (-11; -17).

 

Ответ: (17; 11) и (-11; -17).


Упражнение 1

1. Диагональ прямоугольника равна 15 см, а его периметр равен 42 см. Найдите стороны прямоугольника.

2. Разность двух чисел равна 7, а их произведение равно 260. Найдите эти числа.


Контрольные вопросы

1. Для решения каких задач необходимо составить систему уравнений?

2. Опишите алгоритм решения задач с помощью системы уравнений.


Ответы

Упражнение 1

 

1. 9 и 12.

2. 20 и 13-13 и -20.


Предыдущий урок
Решение систем уравнений второй степени
Системы уравнений и неравенств
Следующий урок
Графический способ решения систем уравнений
Системы уравнений и неравенств
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Describe a town. Описываем город

    Английский язык

  • Начальные сведения из стереометрии. Многогранники

    Геометрия

  • Правоотношения и субъекты права

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке