Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

Зарубежная литература

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

План урока

  • Уильям Шекспир
  • «Ромео и Джульетта»

Цели урока

  • Знать биографию У. Шекспира, тематику и проблематику трагедии «Ромео и Джульетта»
  • Уметь анализировать текст драматического произведения

Разминка

  • Какие факты биографии Шекспира вы знаете? Что вам известно о творчестве Уильяма Шекспира?

Уильям Шекспир (1564–1616)

 

Имя Уильяма Шекспира – великого английского драматурга и поэта эпохи Возрождения – слышал каждый. Его наследие – это 154 сонета, стихотворные циклы, несколько небольших поэм и 37 пьес. 

 

О жизни Шекспира известно немного. Он родился в 1564 году в небольшом городке Стрэтфорде на реке Эйвон. Точная дата его рождения неизвестна. Отец Шекспира был состоятельным торговцем, и детство будущего драматурга прошло среди простых людей. Несмотря на то, что мальчик получил лишь начальное образование и с 14 лет помогал отцу в торговых делах, для своего времени он стал весьма образованным человеком. 

Когда Шекспиру было 18 лет, его отец разорился, и юноша отправился в Лондон в поисках заработка. Он сменил несколько профессий, а в 1594 году оказался в театре, примкнув к труппе своего земляка, талантливого актера Бербеджа. В 1599 году Бербедж основывает свой театр «Глобус» – лучший из шести театров Лондона. Не секрет, что успех театра зависит от его репертуара, своим успехом Глобус обязан Шекспиру. Его оценили не только как актера, но и как драматурга. В 1612 году Шекспир покинул театр и вернулся в свой родной городок.

 

Творчество Уильяма Шекспира 

 

Шекспир жил и творил в переломное для Западной Европы время – в эпоху Возрождения. На исторической сцене появился новый класс – буржуазия, который подрывал устои феодального общества. Старые идеалы рушились, новые – зарождались. В Англии интенсивно внедрялся капиталистический способ производства. Усиливался разрыв между бедными и богатыми. В это же время люди стремились переосмыслить жизненные ценности.

 

Творчество Шекспира является ярким примером возникновения, расцвета, а затем кризиса гуманистической идеологии. Ранний период творчества драматурга проникнут оптимистической верой в решение социальных противоречий, это было время исторических хроник («Ричард II, «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI») и комедий («Укрощение строптивой», «Венецианский   купец», «Виндзорские   насмешницы», «Двенадцатая ночь»). В хрониках выражена вера в торжество лучших начал в государственной жизни, а в комедиях – жизнерадостное настроение. 

 

Примерно с 1600 года Шекспир пытался разрешить вопросы противоречивой природы человека, который может подняться до величайших духовных высот и опуститься до преступления. Источником противоречий становится столкновение гуманистических ценностей с действительностью. В этот период написаны «Гамлет», «Отелло», «Макбет» и «Король Лир». 

 

В последний, условно третий период творчества, Шекспир ищет выход из неразрешимых конфликтов и находит его в утопиях и сказках: «Перикл», «Цимбилин», «Буря», «Зимняя сказка». 

 

Трагедия «Ромео и Джульетта»

 

История создания всемирно известной трагедии Шекспира уходит своими корнями в народные сказания о двух итальянских влюбленных и их художественные обработки, появлявшиеся в литературе Италии (Луиджи де Порто «Новонайденная история двух благородных влюбленных и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео делла Скало», 1524; Маттео Банделло «Четыре книги новелл», 1554; Луиджи Грото «Адриана», 1578) на протяжении всего XVI века. Сюжет пьесы был разработан английским драматургом на основе поэмы Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты», 1562). Первоначальное название произведения, датируемого 1593–1596 годом (точное время появления на свет пьесы установить невозможно), значилось как «Превосходнейшая и печальнейшая трагедия о Ромео и Джульетте».

 

Жанр произведения – трагедия – устанавливается в соответствии с литературными традициями эпохи Возрождения и определяется несчастливым концом (смертью главных героев). Состоящая из пяти действий пьеса открывается прологом, в котором кратко излагается сюжет «Ромео и Джульетты».

 

Композиция трагедии на уровне фабулы имеет симметричное построение. В первом действии происходит столкновение между слугами Капулетти и Монтекки, затем между племянниками последних – Тибальтом и Бенволио, потом на сцене появляются главы враждующих семей, князь Вероны и Ромео. В третьем действии столкновение между Капулетти и Монтекки повторяется: на этот раз в драке участвуют родственник князя и друг Ромео – Меркуцио и Тибальт и Тибальт и Ромео. Исход первой дуэли – смерть Меркуцио, исход второй – смерть Тибальта. Столкновение заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти и Монтекки, а затем князя, выносящего убийственное для Ромео решение об изгнании из Вероны. Пятое действие вновь возвращает сюжет в привычное дуэльное русло: на этот раз бой происходит между Парисом (родственником князя, предполагаемым мужем Джульетты, то есть потенциальным Капулетти) и Ромео. Парис гибнет от руки Ромео, Ромео убивает себя ядом под воздействием непреодолимых обстоятельств, наложенных на него волей отца Джульетты. Пятое действие и вся трагедия заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти, Монтекки и князя, примирением семейств и посмертным воссоединением Ромео и Джульетты – в виде стоящих рядом золотых статуй.

 

Второе и четвертое действия пьесы посвящены развитию любовной линии: во втором действии происходит объяснение Ромео и Джульетты и подготовка их к венчанию, в четвертом – пытающаяся избежать повторного брака Джульетта встает на страшный путь воссоединения с любимым супругом. 

 

Гибель детей (Ромео и Джульетты) – продолжателей семейных традиций Монтекки и Капулетти – ставит решающую точку в конфликте враждующих веронских семей как на сюжетном, так и моральном уровне.

 

Основная идея пьесы заключается в утверждении новых нравственных ценностей, присущих человеку эпохи Возрождения. Руководствующиеся в своих чувствах страстью герои выходят из привычных рамок традиций: Ромео решается на тайный брак, Джульетта не разыгрывает из себя стыдливую леди, и оба они готовы идти против воли родителей и общества, чтобы быть вместе. Любви Ромео и Джульетты нет преград: их не страшит ни жизнь с ей чувственной стороной, ни смерть.

 

Художественный образ Джульетты эволюционно более изменчив, чем образ ее возлюбленного. В отличие от двадцатилетнего Ромео, уже познавшего страсть в лице неприступной Розалины и идущего напролом в своих отношениях с юной Капулетти, четырнадцатилетняя Джульетта продвигается в своих чувствах практически наощупь, руководствуясь только тем, что подсказывает ей сердце. Девушка страшится высказанного любовного признания, первой брачной ночи, мрачной семейной гробницы. Узнав о смерти двоюродного брата Тибальта, она первым делом обвиняет в этом Ромео, но быстро берет себя в руки, стыдится своего моментального предательства и занимает сторону мужа в этом конфликте. Колебания Джульетты обусловлены юным возрастом, отсутствием жизненного опыта, нежной женской натурой. Бурная страсть и мужская сущность Ромео не позволяют ему сомневаться ни в одном своем поступке.

 

Характерное для позднего Средневековья и раннего Возрождения особое мировосприятие, сочетающее в себе христианские и языческие традиции, отразилось в трагедии Шекспира в художественных образах брата Лоренцо и проводимых им обрядах (исповедь, венчание, погребение) и Меркуцио, рассказывающего Ромео историю о королеве фей и эльфов – Маб. Религиозный аскетизм и языческое буйство жизни проявилось и в резкой смене настроений семейства Капулетти – от похоронного, из-за смерти племянника Тибальта до свадебного, в связи с предполагаемой свадьбой Джульетты. Отец девушки не видит ничего плохого в том, чтобы выдать дочь замуж по истечении трех дней с момента смерти двоюродного брата: для этого периода истории подобная поспешность нормальна, ведь она позволяет не слишком горевать из-за непоправимого.

 

Культурная составляющая эпохи выразилась в описаниях таких обычаев как приход незваных, но знакомых хозяину праздника, гостей под масками (Ромео с друзьями в доме Капулетти), вызов на дуэль через грызню ногтя большого пальца (образ Самсона – одного из слуг Капулетти), приход жениха в дом невесты в день свадьбы с целью разбудить свою суженую (вход Париса в дом Капулетти), принятие образа факельщика тем гостем, который не желает танцевать во время бала (влюбленный в Розалину Ромео, не желающий веселиться вместе с друзьями).


Задания

 

  1. Прочитайте высказывания А. С. Пушкина и И. С. Тургенева о Шекспире:

«Трагедия „Ромео и Джульетта" хотя слогом своим совершенно отделяется от известных его приемов, но она так явно входит в его драматическую систему и носит на себе так много следов вольной и широкой его кисти, что ее должно почесть сочинением Шекспира. В ней отразилась Италия, современная поэту, с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска и concetti». (А. С. Пушкин)

 

«Мы, русские, празднуем память Шекспира, и мы имеем право ее праздновать. Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали: он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь. Ступайте в театр, когда даются его пьесы... ступайте в театр, пробегите все ряды собравшейся толпы, приглядитесь к лицам, прислушайтесь к суждениям – и вы убедитесь, что перед вашими глазами совершается живое, тесное общение поэта с его слушателями, что каждому знакомы и дороги созданные им образы, понятны и близки мудрые и правдивые слова, вытекшие из сокровищницы его всеобъемлющей души!» (И. С. Тургенев)

 

       2. Прочитайте второй и третий акты трагедии «Ромео и Джульетта». Сопоставьте свои впечатления с отзывами Пушкина и Тургенева. 

 


Кончетти (ит. concetti) — с блеском выраженные мысли.


 

 

В. Скотт. «Айвенго»

Зарубежная литература
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История