в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Конспект урока: Знаки химических элементов

Начальные понятия и законы химии

Знаки химических элементов

• Химический элемент. Знаки химических элементов
  • Относительная атомная масса химических элементов

• Сформировать представление о химических элементах, знаках химических элементов, их обозначении и произношении.
  • Познакомиться с именем основоположника химической символики.
  • Изучить понятие об относительной атомной массе. Научить находить значение относительной атомной массы.

Семь металлов создал свет
По числу семи планет
дал нам космос на добро
медь, железо, серебро,
злато, олово, свинец.
Сын мой, сера - их отец
И спеши мой сын узнать,
Всем им ртуть - родная мать.

Н.А. Морозов

О чем идет речь в стихотворении?

Химический элемент. Знаки химических элементов

В химии есть очень важное понятие, как  «химический элемент» (слово «элемент» по-гречески означает «составная часть»).

Так, например, все атомы кислорода независимо от того, входят ли они в состав молекулы кислорода или в состав молекулы воды, — это химический элемент кислород. Все атомы водорода, железа, серы — это соответственно химические элементы водород, железо, сера и т. д.

Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово «элемент», и произошло это за пять веков до нашей эры. “Элементами” у древних греков считались земля, вода, воздух и огонь.

Рис.1. «Элементы» древних греков: а – огонь; б – вода; в – воздух; г – земля. Рис.1. «Элементы» древних греков: а – огонь; б – вода; в – воздух; г – земля.

В средние века ученые знали уже десять химических элементов – семь металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и ртуть) и три неметалла (серу, углерод, и сурьму).

Рис.2. Металлы и символы планет. Рис.2. Металлы и символы планет.

В 17 веке алхимики использовали различные символы (знаки) для обозначения различных веществ.

В 18 веке первую систему химических знаков изобрел учитель математики и физики в школе и колледже Джон Дальтон.

Рис.3. Алхимические </p><p>обозначения. Рис.3. Алхимические

обозначения.

Рис.4. Символы элементов и соединений по Д. Дальтону. Рис.4. Символы элементов и соединений по Д. Дальтону.

Над задачей составления единой химической символики трудились многие учёные всего мира. Усложняло задачу ещё и то, что люди с течением времени открывали новые химические элементы. В конце восемнадцатого века было открыто 25 элементов, к середине девятнадцатого – еще 31, к 1870 году – были известны 63 элемента.

Рис.5. Йенс Яков Берцелиус. Рис.5. Йенс Яков Берцелиус.

Сейчас в таблице Д.И. Менделеева более 100 элементов.

Разными учёными были предложены многие символики, но мировое признание получила химическая символика Й. Я. Берцелиуса.

Йенс Яков Берцелиус (шведский химик). В 1814 г. ввёл современное обозначение химических элементов.

Знак химического элемента — буквенное обозначение химических элементов ( символ ). Химический символ (химический знак) обозначает один атом данного химического элемента.

Каждый химический элемент имеет своё название. Для упрощённого обозначения химических элементов используют химическую символику. Химический элемент обозначают начальной или начальной и одной из последующих букв латинского названия данного элемента. Так, водород (лат. hydrogenium — гидрогениум) обозначают буквой Н, ртуть (лат. hydrargyrum — гидраргирум) — буквами Hg и т. д.

Химический язык – система условных обозначений и понятий, предназначенная для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации.

Информация об атомах и химических элементах

(«буквы химического языка»)

Информация о химических веществах
(«слова» химического языка)

Информация о химических реакциях
(«предложения» химического языка)

Символы химических элементов

Химические формулы

Уравнения химических реакций

Д.И.Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы.

Рис.6. Варианты написания Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Рис.6. Варианты написания Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Существует более 400 вариантов Периодической системы химических элементов. Дмитрий Иванович хорошо знал свойства каждого химического элемента и расположил их так, что выделил группы элементов сходных по химическим свойствам, и даже оставил места в таблице ещё не изученным химическим элементам. Дмитрий Иванович предугадал свойства некоторых ещё не открытых элементов и указал пути открытия этих элементов. В любой периодической таблице изображены одни и те же химические элементы, в одинаковой последовательности. Гениальность этого творения заключается в том, что она таит в себе очень много информации о химических элементах, о закономерностях их расположения, о строении атомов химических элементов, поэтому при изображении периодической системы разными цветами выделяются смысловые категории элементов.

Рассмотрим некоторые источники происхождения названия химических элементов:

1. Элементы получившие названия в честь мифических героев. Это такие элементы как:

Кадмий Cd — открыт в 1818г, Греческим словом "кадмейа" с древних времён называли карбонатные цинковые руды. Название восходит к мифическому Кадму (Кадмосу) — герою греческой мифологии, брату Европы, царю Кадмейской земли, основателю Фив, победителю дракона, из зубов которого выросли воины.

Торий Th — в 1828 году Й. Я. Берцелиус обнаружил в редком минерале, присланном ему из Норвегии, соединение нового элемента, который он назвал торием — в честь древнескандинавского бога Тора

Прометий Pm — в 1947 году американские исследователи Дж. Маринский, Л. Гленденин и Ч. Кориэлл, разделив хроматографически продукты деления урана в ядерном реакторе. Жена Кориэлла предложила назвать открытый элемент прометием, по имени Прометея, похитившего у богов огонь и передавшего его людям. Этим подчеркивалась грозная сила, заключенная в ядерном "огне".

2. Элементы, названные в честь государств и географических объектов:

Рутений Ru — Этот металл платиновой группы открыт К. К. Клаусом в Казани в 1844 г. при анализе им, так называемых заводских платиновых осадков. Клаус выделил новый металл в виде сульфида и предложил назвать его рутением в честь России;

Германий Ge  — в честь Германии,

Галлий Ga, Франций Fr — в честь Франции,

Скандий Sc  — в честь Скандинавского полуострова,

Европий Eu — в честь Европы,

Америций Am  — в честь Америки,

Полоний Po  — в честь Польши.

3. Элементы, названные в честь городов

Гафний Hf  — в честь Копенгагена,

Лютеций Lu  — в честь Парижа ( Лютеция),

Берклий Bk  — в честь города в США,

Дубний Db  — в честь города Дубна в России,

Иттрий Y, Тербий Tb, Эрбий Er, Иттербий Yb  — в честь города Иттерби в Швеции, где был обнаружен минерал, содержащий эти элементы,

Гольмий Ho  — в честь Стокгольма (его старинное латинское название Holmia).

4. Элементы, названные в честь исследователей

Гадолиний Gd — в 1794 году финский химик и минералог Юхан Гадолин открыл в минерале, найденном вблизи Иттербю, оксид неизвестного металла.

Фермий Fm и Эйнштейний Es — в 1953 году в продуктах термоядерного взрыва, который американцы произвели в 1952 году, были обнаружены изотопы двух новых элементов, которые назвали фермием и эйнштейнием - в честь физиков Энрико Ферми и Альберта Эйнштейна.

Кюрий Cm — элемент был получен в 1944 году группой американских физиков во главе с Гленном Сиборгом путём бомбардировки плутония ядрами гелия. Его назвали в честь Пьера и Марии Кюри.

Менделевий Md — впервые о его получении заявила в 1955 году группа Сиборга, но лишь в 1958 году в Беркли были получены надёжные данные. Назван в честь Д.И. Менделеева.

5. Есть названия элементов, обязанные собой цвету простых веществ и соединений:

Сера S  (от индийского «сира» - светло-желтый цвет);

Хлор Cl  (от греческого «хлорос» - зеленый);

Йод I  (от греческого «иодес» - фиолетовый);

Хром Cr  образовано от греческого «хрома» - окрашенный, из-за разнообразной окраски соединений этого элемента.

6. Названия  Бром Br  и  Осмий Os  происходят от греческих слов «бромос» и «осме», означающих «зловоние», «запах»; понятно, что именно было самым сильным впечатлением химиков, открывших эти элементы.

Некоторые группы химических элементов имеют названия:

Щелочные металлы  — металлы первой группы: LiNaKRbCsFr. Так как эти элементы образуют в воде едкие растворимые в воде соединения – щелочи .

Галогены  — элементы седьмой группы: FClBrIAt, так как они образуют соли (от греч. galos – соль, genes – рождающий).

Инертные (благородные) газы  — элементы восьмой группы: HeNeArKrXeRn, так как они образуют соединения с другими химическими элементами с большим трудом, существуют в виде одноатомных молекул.

Таблица 1. Символы химических элементов, их название и произношение

Хлор

Цинк

Zn

Цинк

Относительная атомная масса химических элементов

В Периодической системе химических элементов для каждого элемента указывается его:

• символ,
  • название,
  • порядковый номер,
  • значение относительной атомной массы.

Рис.7. Масса атома углерода равна массе 12 атомов водорода. Рис.7. Масса атома углерода равна массе 12 атомов водорода.

Атомы разных химических элементов отличаются друг от друга по массе. В настоящее время массы атомов химических элементов сравнивают с 1/12 массы атома углерода.

Относительная атомная масса — величина, показывающая, во сколько раз масса данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода.

Относительная атомная масса обозначается Ar, где r – начальная буква английского слова “relative” – относительный:

Ar (С) – 12;
A(O) – 16;
A(Fe) – 56.

Относительные атомные массы, приведенные в таблице Менделеева, для удобства проведения химических расчетов, принято округлять. Исключение составляет хлор, его относительная атомная масса составляет  A(Cl) – 35,5.

Рис.8. Относительные атомные массы некоторых химических элементов. Рис.8. Относительные атомные массы некоторых химических элементов.

1. Как обозначают химические элементы?
  2. Кто ввёл химическую символику?
  3. Дайте характеристику химическому элементу – S, Fe  по их положению в Периодической системе химических элементов согласно плану:

- Название русское;
    - Произношение;
    - Порядковый номер;
    - Значение относительной атомной массы.

4. Расположить символы химических элементов в порядке увеличения их относительных атомных масс: Si, Na, O, N, Zn.

Выводы

• Химический элемент – это определенный вид атома.
  • Химические элементы записываются буквами латинского алфавита.
  • Все химические элементы записаны в таблицу «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Ковалентная химическая связь