Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Строение земной коры (литосферы) на территории России

Рельеф и недра России

19.04.2024
3969
0

Строение земной коры (литосферы) на территории России

План урока

  • Где записана история Земли
  • Что такое «тектоника»: платформы, но не железнодорожные, щиты, но не для воинов, плиты, но не для хозяек, и складки, но не на одежде
  • Какую информацию можно получить с помощью геологической карты

Вступление

Мы живём на очень беспокойной планете. Её поверхность, словно лицо человека, отражает сложный внутренний мир, события, которые происходят в его жизни. Территория России — не исключение. Людям казалось, что нет ничего более стабильного, чем поверхность Земли, на которой стоят их дома, по которой они ходят, где они выращивают урожай. Но иногда мы на собственном опыте убеждаемся что территория может измениться и довольно быстро. Так во время землетрясения в Нефтегорске (на острове Сахалин) в 1995 году города был буквально стёрт с лица земли. 

Рис. 1. Берега Байкала расходятся с очень небольшой скоростью

С развитием геологии и других наук о Земле мы всё больше узнавали о сложном внутреннем мире планеты. Это важно не только для прогнозов землетрясений, но и для грамотного строительства любых сооружений, добычи полезных ископаемых и понимания особенностей строения, прошлого и будущего любой территории.

Конечно же, геологическое время нельзя сравнивать с продолжительностью человеческой жизни. Мы не замечаем, как разрушаются горы или изменяются равнины. Вряд ли кто-то из наших современников сможет увидеть, как озеро Байкал станет новым океаном (рис. 1). Но научные данные позволяют нам сделать такой прогноз.


Случалось ли вам наблюдать землетрясение или извержение вулкана? Происходят ли землетрясения, есть ли вулканы там, где вы живёте?

 

Приходилось ли вам находить раковинки морских животных там, где нет никакого моря, например, в горах?


Цели урока

Сегодня вы узнаете:

  • о том, как изменяется геологический облик территории и где хранится информация об этих изменениях;
  • об особенностях строения земной коры (тектоническом строении) на территории нашей страны;
  • о тектонических структурах и тектонической карте;
  • о геологической карте, геологии и других науках, изучающих геологическое прошлое

После изучения темы вы будете уметь:

  • представлять геологическую историю и тектоническое строение территории России и их связь с рельефом страны, а также науки, которые их изучают;
  • сравнивать тектонические структуры и понимать, как их  особенности связаны с жизнью и хозяйственной деятельностью людей;
  • различать тектоническую и геологическую карты России.

Разминка

  • Как устроена Земля?
  • Почему на одной территории никогда не бывает землетрясений, а на другой они происходят довольно часто?
  • В каких частях России бывают землетрясения?
  • Есть ли в России вулканы?
  • Что такое литосферные плиты?
  • Когда и как на Земле появилась жизнь?
  • Какие горные породы по происхождению вы знаете?
  • О чём может рассказать кусочек мела или угля?

 

Где записана история Земли

 

Рис. 2. Внутренние процессы заставляют блоки земной коры двигаться

Если вы задумаетесь о том, как устроена наша планета, то вспомните и о том, что внутри у неё есть постоянный источник энергии, который её изменяет. Процессы в ядре разогревают вещество мантии, а оно заставляет двигаться гигантские блоки земной коры — литосферные плиты (рис. 2). Иногда такое движение было очень активным, учёные называют эти этапы эпохами горообразования. Иногда активность снижалась.  

История нашей планеты записана в горных породах, минералах, которые слагают земную кору: и в том, какие они по составу, и в том, как они располагаются. Минералы изучает наука минералогия , а горные породы — петрография (от греч. «петра» — камень).


Геология — (от лат. «гео» — земля, «логос» — учение) — комплекс наук о составе, строении, закономерностях развития Земли, литосферы, горных пород и минералов.


Рис. 3. Слои горных пород

Горные породы и минералы имеют абсолютный и относительный возраст. 

Абсолютный возраст измеряется от начала образования горной породы. Относительный возраст — отношение возраста одной горной породы к возрасту другой. Горные породы, например осадочные, чаще залегают слоями (рис. 3). Считается, что более молодые горные породы находятся выше, а более древние — ниже (чаще всего это так, но иногда правило нарушается, например, при землетрясении).


Стратиграфия  — (от лат. «стратум» — настил, слой, греч. «графос» — пишу, рисую) — наука, раздел геологии, об определении относительного геологического возраста слоистых горных пород.

Палеонтология (от древнегреч. «палео» — древний, «онтос» — существование, «логос» — учение) — наука о древней жизни, существовавшей в прошлые геологические периоды, один из основных источников информации для стратиграфии.


Изучение слоёв горных пород и минералов, особенностей их состава и происхождения, возраста позволило составить геохронологическую шкалу, которая помогает нам понять, что и когда происходило. В очень приблизительном виде геохронологическая шкала может быть изображена вот так (рис. 4). На ней показано, какие события происходили в прошлом Земли, сколько времени длились эры и периоды. Это своеобразный календарь событий.

Рис. 4. Геохронологическая шкала как комикс


Геохронология (геологическое летосчисление)  — (от лат. «гео» — земля, греч. «хронос» — время, «логос» — учение) — наука об абсолютном или относительном возрасте горных пород и минералов, универсальная шкала измерения геологических событий, происходивших в истории Земли.


Геологическая история Земли началась около 4,6 млрд лет назад. За это время поднимались и разрушались горы, наступали на сушу моря, происходили оледенения, изменялся живой мир планеты. Только около 1–3 миллионов лет назад на Земле появился человек.

Рис. 5. Геохронологическая таблица

В прошлом нашей планеты на основе важных событий геологической истории и живой природы условно выделяют пять эр — крупных промежутков времени, которые разделяют на периоды. Геохронологическая шкала часто изображается в виде таблицы (рис. 5). Читать такую таблицу нужно снизу вверх. Конечно же, для учебных целей используется упрощённый вариант. Названия эр связаны с особенностями жизни на Земле в это время: архейская — от греч. «архос» — древнейший, протерозойская — от греч. «протерос» — первейший, «зоэ» — жизнь, палеозойская — от греч. «палеос» — древний, «зоэ» — жизнь, мезозойская — от греч. «мезос» — средний, «зоэ» — жизнь, кайнозойская — от греч. «кайнос» — новый, «зоэ» — жизнь. Названия периодов связаны с местами, где геологи находили горные породы такого возраста, или с названием горных пород. Чаще названия периодам давали британские геологи. Некоторые периоды имеют несколько вариантов названий, например, каменноугольный период называют карбоном, а антропогеновый период кайнозойской эры чаще называют четвертичным. Каждая эра и период обозначаются особым индексом.


Упражнение 1

 

А) Какая эра была самой продолжительной?

Б) Какой период какой эры был самым продолжительным?

В) Каким было основное событие силурийского периода?

Г) Каким было основное событие каменноугольного периода (карбона)?

Д) Каким было основное событие юрского периода?

Е) Каким было основное событие антропогена (четвертичного периода)?


Что такое «тектоника»: платформы, но не железнодорожные, щиты, но не для воинов, плиты, но не для хозяек, и складки, но не на одежде

Тектоника изучает особенности строения земной коры и влияния на него внутренних сил Земли.


Тектоника (от греч. «тектоникос» — строительный) — раздел геологии, который изучает строение земной коры и историю её изменений.


Мы уже знаем, что земная кора состоит из огромных блоков, которые называют литосферными плитами . Их расположение и скорость перемещения показана на карте (рис. 6). Между литосферными плитами находятся сейсмические пояса.

Рис. 6. Карта литосферных плит


Литосферные плиты  — это огромные участки земной коры, которые могут перемещаться с небольшой скоростью (несколько сантиметров в год). Иногда литосферные плиты называют тектоническими.

Сейсмические пояса  — пограничные зоны между литосферными плитами, которые характеризуются высокой подвижностью и частыми землетрясениями, а также являются областями сосредоточения большинства действующих вулканов.


Территория России расположена на нескольких литосферных плитах (рис. 7).

Рис. 7. Положение территории России в системе литосферных плит


Упражнение 2

 

На каких двух литосферных плитах находится большая часть территории России?


Тектоническое строение территории России можно изучить с помощью  тектонической карты  (рис. 8). На ней показаны основные тектонические структуры.

Рис. 8. Тектоническая карта России

К ним относят платформы и складчатые пояса  (рис. 9).

Рис. 9. Тектонические структуры

Платформа имеет двухэтажное строение: в основе кристаллический фундамент из магматических пород, а сверху осадочный чехол. На платформах выделяют щиты (места выхода кристаллического фундамента на поверхность) и плиты : территории, на которых осадочный чехол имеет огромную мощность (толщину). Не путайте плиты на платформе с литосферными плитами! Названия одинаковые, а суть разная. Складчатые области называют по геологическому времени их образования, например, «область кайнозойской складчатости».

Какую информацию можно получить с помощью геологической карты

На геологической карте , в отличие от тектонической, указан возраст горных пород на определённой территории (рис. 10). 

Рис. 10. Геологическая карта России


Контрольные вопросы

  1. Чем геология отличается от стратиграфии и геохронологии?
  2. Какую информацию содержит геохронологическая шкала или геохронологическая таблица?
  3. Что изучает тектоника?
  4. Как называются огромные блоки, из которых состоит земная кора?
  5. На каких из них располагается территория России?
  6. Какие основные тектонические структуры расположены на территории России?
  7. Какую практическую пользу содержит информация о тектоническом строении территории?
  8. Чем геологическая карта отличается от тектонической?


Ответы

 

Упражнение 1

 

А) Какая эра была самой продолжительной: протерозойская

Б) Какой период какой эры был самым продолжительным: кембрийский период палеозойской эры

В) Каким было основное событие силурийского периода: выход растений на сушу

Г) Каким было основное событие каменноугольного периода (карбона): образование месторождение каменного угля

Д) Каким было основное событие юрского периода: расцвет динозавров

Е) Каким было основное событие антропогена (четвертичного периода): появление человека

 

Упражнение 2

 

На Евразийской (Евразиатской) и Северо-Американской плитах.

Предыдущий урок
Важнейшие особенности рельефа России
Рельеф и недра России
Следующий урок
Свойства природных территориальных комплексов. Человек в ландшафте
Природный территориальный комплекс
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Тире между подлежащим и сказуемым

    Русский язык

  • Стандартный вид числа

    Алгебра

  • Косвенная речь

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке