Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Образование и торможение условных рефлексов

Анатомия и физиология человека

Учение о высшей нервной деятельности И.М. Сеченова и И.П. Павлова

Разминка

  • Как вы думаете, почему в эволюции животного мира человек стоит на самой верхней ступени?
  • Каковы функции нервной системы человека?

План урока

  • Развитие учения о высшей нервной деятельности
  • Условные и безусловные рефлексы
  • Классификация безусловных рефлексов

Цели урока

  • Знать определения понятий: высшая нервная деятельность, рефлекс, инстинкт
  • Знать отличия безусловных рефлексов от условных рефлексов
  • Знать классификацию безусловных рефлексов
  • Уметь обосновывать вклад русских ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова в развитие учения о высшей нервной деятельности

Развитие учения о высшей нервной деятельности

Рисунок 1. И.М. Сеченов Рисунок 1. И.М. Сеченов

Мысль о том, что психическая деятельность человека осуществляется при участии нервной системы, возникла в глубокой древности, но каким образом это происходит, оставалось загадкой. Наиболее высокий уровень развития учения о рефлекторном принципе деятельности организма разработал русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (Рис. 1). Его главный труд - книга «Рефлексы головного мозга» (1863 г.). В этой книге ученый изложил мысль о рефлекторном принципе работы головного мозга.


Рефлекс  – это ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая при участии нервной  системы.


Рисунок 2. И.П. Павлов Рисунок 2. И.П. Павлов

Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может усиливать и затормаживать рефлексы спинного мозга. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет. Экспериментальное доказательство правильности идей И.М. Сеченова было получено другим русским ученым Иваном Петровичем Павловым (Рис. 2). Павлов создал новый раздел в науке – физиология высшей нервной деятельности (ВНД).


Высшая нервная деятельность  – это все процессы, контролируемые корой больших полушарий. 


Условные и безусловные рефлексы

 

Все рефлексы И.П. Павлов разделил на безусловные и условные (Табл.1). 

 

Таблица 1. Отличия между безусловными и условными рефлексами

 

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные

Появляются в течение жизни

Передаются по наследству

Не передаются по наследству

Характерны для всех особей вида

Индивидуальны

Сохраняются в течение всей жизни

Образуются и угасают на протяжении жизни

Рефлекторные дуги проходят через ствол и спинной мозг

Рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий

Обеспечивают базовую выживаемость в относительно постоянных условиях среды

Приспосабливают организмы к меняющимся условиям среды

 

Классификация безусловных рефлексов

Данная классификация впервые была предложена И. П. Павловым. Он выделил шесть основных безусловных рефлексов:


 

Пищевые рефлексы связаны с изменениями секреторной и двигательной работы органов пищеварительной системы, возникают при раздражении рецепторов ротовой полости и стенок пищеварительного тракта. Примерами могут служить такие рефлекторные реакции, как слюно- и желчеотделение, сосание, глотательный рефлекс.


Оборонительные рефлексы – сокращения различных групп мышц – возникают в ответ на тактильное или болевое раздражение рецепторов кожи и слизистых оболочек, а также при действии сильных зрительных, обонятельных, звуковых или вкусовых раздражителей. В качестве примера можно привести отдергивание руки в ответ на прикосновение горячего предмета, сужение зрачка при резком освещении.


Половые рефлексы связаны с изменениями функций половых органов, вызываются непосредственным раздражением соответствующих рецепторов или поступлением в кровь половых гормонов. Это рефлексы, связанные с осуществлением полового акта.


Ориентировочный рефлекс . Такие рефлексы возникают при внезапных изменениях во внешней среде, окружающей животное, или при внутренних изменениях в его организме. Реакция заключается в различных актах поведения, которые позволяют организму ознакомиться с подобными изменениями. Это могут быть рефлекторные повороты головы в ответ на резкий звук или вспышку света.


Родительские рефлексы – это рефлексы, лежащие в основе заботы о потомстве.


Детские рефлексы свойственны с рождения и проявляются на определенных, как правило, ранних стадиях развития. Примерами детских рефлексов может послужить врожденный сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, рефлекс ползания и др.

Сложный комплекс безусловных рефлексов называется инстинктом . Инстинктивное поведение характерно для животных и может быть очень сложным. Вспомните брачные танцы и пение птиц, строительство сложноустроенных нор, плотин, забота о потомстве и т.д. У человека тоже есть инстинкты, однако, он может контролировать их проявление сознательно, в отличие от животных.

Выводы

Развитие учения о высшей нервной деятельности связано с работами выдающихся русских ученых – И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Под высшей нервной деятельностью понимают сложные процессы, контролируемые корой больших полушарий. Рефлексы можно разделить на условные и безусловные. Совокупность безусловных рефлексов – инстинкт. 


Контрольные вопросы

1. В чем заслуга русского физиолога И.М. Сеченова?
2. Что такое высшая нервная деятельность? Кто ввел понятие о ВНД?
3. Чем безусловные рефлексы отличаются от условных?
4. Какую классификацию безусловных рефлексов предложил И.П. Павлов? 


Кожно-мышечная чувствительность. Обонятельный и вкусовой анализаторы

Анатомия и физиология человека
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История