Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Регуляция функций организма. Строение и значение нервной системы

Анатомия и физиология человека

Регуляция функций организма

 

План урока

  • Гомеостаз – внутренняя среда организма;
  • Гуморальная регуляция;
  • Нервная регуляция.

Цели урока

  • Знать термины: гомеостаз, гормоны, нервная регуляция, гуморальная регуляция.
  • Уметь объяснять различия и сходства гуморальной и нервной регуляции организма.

Вступление

Тело человека имеет сложное строение. Все системы органов взаимосвязаны,  и для нормального функционирования организма должен быть создан четкий механизм регулирования. Он осуществляется двумя путями. Первый способ является самым быстрым. Он называется нервной регуляцией . Второй способ – гуморальная регуляция – осуществляется с помощью гормонов, которые поступают в кровь.

Разминка

  • Что такое раздражимость?
  • Почему организм существует как единое целое?

 

Гомеостаз – внутренняя среда организма

 

Человек живет в наземно-воздушной среде, которая характеризуется широки­ми колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и пос­тупающей солнечной радиации. Из внешней среды он получает пищу, кислород.

 

Внутренней средой организма называют ту среду, которая формируется внутри ор­ганизма: она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). К ней относятся три жидкости: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Изменения внешней среды не влияют существенно на жизнедеятельность здорового организма, так как температура, кровяное давление, концентрация солей и содержание глюкозы, и многие другие показатели внутренней среды остаются стабильными. Только при со­хранении такого постоянства внутренней среды возможна нормальная деятельность всех органов, систем органов, организма. Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувст­вительны к изменению окружающей их среды. Что же касается целого организма, то границы изменений внешней среды, которые он может переносить, значительно шире, чем у отдельных клеток. 

Рис.1. Разные климатические условия жизни человека Рис.1. Разные климатические условия жизни человека

Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36-38 °С. Повышение или снижение температуры за пределы этих границ приводит к нарушению функций клеток.

 

Однако человек может нормально существовать при значительно более широких колебаниях температуры

внешней среды (см. рис.1). В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных веществ. Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную воду. Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное поступление воды и солей. Это примеры механизма в организме, который обеспечивает постоянства внутренней среды. Поддержание постоянства условий жизни во внутренней среде называют гомеостазом


Гомеостаз (от гр. homoios — подобный, одинаковый и гр. stasis — неподвижность, состояние) - способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

 

Гомеостаз обеспечивают нервная и гуморальная регуляции.


 

Гуморальная регуляция


Гуморальная регуляция  – форма регуляции деятельности организма, осуществляемая с помощью биологически активных веществ, поступающих в жидкие среды организма.


Гуморальная регуляция – древний способ поддержания гомеостаза, реализуется с меньшей скоростью, чем нервная регуляция. 


Гормоны  - (от греч. hormáo – привожу) - это вещества, вырабатываемые эндокринными железами.


Рис.2. Эндокринные железы в организме человека Рис.2. Эндокринные железы в организме человека

Эндокринные железы (см. рис. 2) входят в состав эндокринной системы человека. Принцип влияния гормонов напоминает радиосвязь, когда посылаемый в эфир сигнал адресуется «всем, всем, всем», но доходит только до того адресата, у которого есть приемник, настроенный на волну данной радиостанции. Подобно этому в организме гормоны, синтезируемые эндокринными железами, действуют на клетки, «узнающие» именно этот гормон. Клетки, восприимчивые к гормонам, снабжены специальными молекулами - рецепторами, которые, взаимодействуя с гормонами, передают сигнал в клетку. При взаимодействии гормона и рецептора происходят изменения в обмене веществ в клетке. 

 

Нервная регуляция

 

Нервная система регулирует работу внутренних органов, посылая им нервные импульсы. Нервный импульс движется к рабочему органу по нервному волокну со скоростью от 7 до 140 м/с, обеспечивая быстрый способ регуляции функций организма. В эволюционном плане нервная регуляция возникла гораздо позже, чем гуморальная. 

 

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые током крови гормоны, а образование большинства гормонов и выделение их в кровь находится под контролем нервной системы. Регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться с помощью только нервной или только гуморальной регуляции, вместе они формируют единый комплекс нейрогуморальной регуляции , поддерживающей гомеостаз.


Контрольные вопросы

 

  1. Дайте определение термину гомеостаз.
  2. Что такое гормон, как он действует, кем и куда выделяется?
  3. В чем отличия нервной регуляции от гуморальной?


Выводы

Жизнедеятельность человека координируется за счёт совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной регуляцией. Гуморальная регуляция позволяет координировать сложные и продолжительные процессы: рост, индивидуальное развитие. Нервная регуляция позволяет быстро воспринимать и оперативно реагировать на внешние и внутренние раздражения. С помощью нейрогуморальной регуляции обеспечивается согласованная работа всех систем органов, поддерживается постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма.

Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга

Анатомия и физиология человека
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История