Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Человек и окружающая среда

Анатомия и физиология человека

Человек и окружающая среда

План урока

  • Окружающая среда человека
  • Человек и природная среда
  • Агротехническая среда
  • Влияние человека на природу
  • Человек и социальная среда

Цели урока

  • Знать понятия: окружающая среда, антропогенный фактор, социальная среда
  • Расширить знания о среде обитания
  • Понимать влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на человека, и его деятельность
  • Понимать роль человека в окружающей среде
  • Понимать роль социальной среды на становление личности человека

Разминка

  • Чем природа отличается от окружающей среды?
  • Как человек зависит от окружающей среды?

 

Окружающая среда человека 

 

Понятие окружающая среда применяется ко всем компонентам, которые находятся вокруг человека и влияют на его развитие.


Окружающая среда – это комплекс окружающих человека или другой живой организм физических, географических, биологических, социальных, культурных и политических условий, который определяет форму и характер его существования.


Окружающая человека среда состоит из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов-подсистем: 

  • собственно природной среды
  • порожденной агротехникой среды (например, сельскохозяйственные поля)
  • искусственной среды (например, помещение квартиры)
  • социальной среды (например, семья, друзья, образовательная среда и т. п.)

 

Человек и природная среда 

 

Человек на протяжении всей эволюции находился и находится в непосредственной зависимости от окружающей природы. Человек происходит из природы и не может развиваться вне природы, в отрыве от нее. 

 

Естественная среда обитания удовлетворяет первоочередные потребности человека, предоставляя ему возможность жить. Благодаря насыщенной кислородом атмосфере он дышит. За счет растительных и животных ресурсов, а также наличия воды – питается и утоляет жажду. 

 

Агротехническая среда

Рис. 1. Выращивание пшеницы Рис. 1. Выращивание пшеницы

За годы своего существования, помимо пользования естественными благами, люди научились оборачивать их в свою пользу для удовлетворения собственных потребностей в комфорте. Большинство продуктов питания растительного происхождения человечество научилось выращивать самостоятельно, нередко создавая искусственные условия для получения лучшего урожая. С этой же целью селекционерами выводятся новые сорта растений (Рис. 1). Многие дикие животные были одомашнены, для получения продуктов питания высшего качества.

Рис. 2. Добыча железной руды Рис. 2. Добыча железной руды

Полезные ископаемые человечество также использует для собственных благ.

 

 Добываемые ресурсы перерабатываются и отправляются в дальнейшее производство, позволяя развиваться таким отраслям как машиностроение, строительство, легкая и пищевая промышленность и т. д. (Рис. 2).

Влияние человека на природу 

 

Влияние человека на биосферу имеет свою специфику. С развитием высшей нервной деятельности человек сам становится мощным фактором среды – антропогенный фактор.


Антропогенные факторы – экологический фактор, обусловленный различными формами воздействия человека на природу и ведущий к количественным и качественным изменениям её составляющих. 


Влияние человека на природу нарастало в процессе развития человеческого общества. 

 

Когда древний человек занимался собирательством и индивидуальной охотой, то его влияние ни чем не отличалось от влияния других животных. С развитием загонной, в том числе огневой, охоты под действием человека стали исчезать некоторые виды крупных млекопитающих. По одной из гипотез, с деятельностью человека связано вымирание мамонтов. В дальнейшем с появлением и развитием земледелия и скотоводства исчезали и нарушались целые биоценозы, изменялись ландшафты. С повсеместным развитием промышленного производства, возросла добыча полезных ископаемых. Возросли выбросы отходов. Теперь изменения касаются не отдельных биоценозов, а атмосферы или гидросферы в целом.

Рис. 3. Ледник Корри Калис, Перу. <br>Июль 1978 г. – июль 2011 г. Рис. 3. Ледник Корри Калис, Перу. 
Июль 1978 г. – июль 2011 г.

С деятельностью человека связано загрязнение атмосферы. Сегодня в атмосферу попадает около 400 миллионов тонн сажи, золы, пыли. Кроме того, в окружающую среду выбрасываются пары минеральных кислот, органические растворители, фреон и прочее. В результате таких выбросов возникает парниковый эффект, ведущий к постепенному возрастанию среднегодовых температур. Глобальное потепление вызывает таяние ледового пояса в Арктике и Антарктиде, повышение уровня Мирового океана, увеличение частоты наводнений(Рис. 3).

Рис. 4. Незаконная вырубка леса Рис. 4. Незаконная вырубка леса

Уничтожение лесов сказывается на состоянии атмосферы и нарушает водный режим нашей планеты. Мелеют реки, находящиеся в зоне вырубки, их дно заиливается, а это приводит к уничтожению мест нереста и сокращению численности различных видов рыб. Существенно уменьшаются запасы грунтовых вод, а следовательно, высыхает почва, которую беспрепятственно смывают дождевые потоки и сдувают ветры, больше не сдерживаемые лесами. 

Рис. 5. Остров мусора в тихом океане площадью 700 миллионов квадратных километров Рис. 5. Остров мусора в тихом океане площадью 700 миллионов квадратных километров

С вырубкой лесов (Рис. 4) гибнут все населяющие их живые существа. Очень немногие из них способны уйти и приспособиться к жизни на новом месте.

 

Загрязнение Мирового океана – еще одна проблема, очень остро стоящая перед человечеством. В океан ежегодно попадает более 15 миллионов тонн нефтепродуктов. Пластиковые отходы образуют на его поверхности целые острова мусора (Рис. 5).

Рис. 6. Черепаха в рыболовных сетях Рис. 6. Черепаха в рыболовных сетях

Животные и рыбы принимают мусор за пищу и заглатывают ее. Пластик не растворяется даже под воздействием желудочного сока, что неминуемо приводит к смерти живых существ. В остатки рыбацких сетей нередко попадают тюлени, дельфины, киты. Они не могут освободиться без посторонней помощи и часто гибнут (Рис. 6).

Рис. 7. Канализационный слив в реку Рис. 7. Канализационный слив в реку

Во многих реках и озерах непоправимо нарушилась экосистема из-за стоков промышленных предприятий и канализаций населенных пунктов (Рис. 7).

Рис. 8. Городская свалка мусора Рис. 8. Городская свалка мусора

Отсутствие должной переработки бытового мусора и его накапливание на полигонах твердых бытовых отходов, ведут к тому, что все вредные вещества, вымываемые осадками, поступают в почву, отравляя ее и все живое рядом (Рис. 8).

Рис. 9. Арест браконьеров Рис. 9. Арест браконьеров

Незаконное уничтожение животных на сегодня также является одной из важных экологических проблем. Браконьерская охота уничтожила некоторые виды зверей и птиц, а другие оказались на грани исчезновения (Рис. 9).

Человек и социальная среда

 

Человеческое общество, развивая социальную систему, оказывается само под воздействием ее факторов.


Социальная среда – часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и так далее.


Социальная среда имеет сложную структуру. Семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни – это ближайшее окружение, или микросреда . Именно это окружение непосредственно влияет на человека и формирует его личность. 

 

На поведение человека в социуме оказывают также принятые в государстве законы, социальная политика, культурные ценности, нормы, традиции – макросреда

Рис. 10. Студенческие отряды Рис. 10. Студенческие отряды

Кроме названной классификации выделяют виды социальной среды, различающиеся по принципу местонахождения группы в структуре общественных отношений. Исходя из этого, выделяют рабочую, студенческую, школьную социальную среду и др. (Рис. 10). Для каждого из перечисленных видов социальной среды характерны определенные психологические особенности, накладывающие отпечаток на личность человека, а также группы людей.

Рис. 11. На выставке картин в музее Рис. 11. На выставке картин в музее

Существует также ряд других признаков, с помощью которых можно выделить тип социальной среды. Например, по разделению труда различают городскую и деревенскую среду, среду, для которой характерен физический или умственный труд. По различным видам деятельности – производственная, политическая, научная, художественная, педагогическая и др. (Рис. 11). 

 

Социальная среда, в которую попадает ребенок, выступает главным фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия его социальной сущности как человека. Социальная среда воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. 

Воздействие социальной среды на личность не всегда имеют положительный характер. Некоторые факторы социальной среды могут оказывать и отрицательное воздействие. К этим факторам относятся бытовые, общественные и производственные конфликты, плохие жилищные условия, недостаточное питание и употребление в пищу загрязненных продуктов питания. Безработица, социальная незащищенность человека, тяжелые, условия труда, усиленный поток информации, нервные перенапряжения и различные стрессовые ситуации. Все эти факторы могут привести к хроническому переутомлению нервной системы, изнашиванию организма и к тяжелым изменениям здоровья человека.


Контрольные вопросы 

 

1. Что такое окружающая среда человека? 

2. Зависит ли жизнь человека от природных факторов? 

3. Как человек использует природные ресурсы? 

4. Что такое антропогенный фактор? 

5. Что можно отнести к социальной среде человека?


Сон и бодрствование. Значение сна. Особенности психики человека. Мышление. Память и обучение

Анатомия и физиология человека
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История