Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Цель и мотивы деятельности человека

Анатомия и физиология человека

Цель и мотивы деятельности человека

План урока

  • Деятельность человека. Мотивы и цель деятельности
  • Потребности человека
  • Способности человека

Цели урока

  • Знать понятия: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель, способности человека
  • Знать потребности человека и их группы.

Разминка

«Птицу узнают по полету, а человека по работе» 

 

Эту мудрую пословицу можно трактовать по-новому, исходя из темы нашего урока. Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. 

  • Какое значение имеет деятельность в жизни человека?

 

Деятельность человека. Мотивы и цель деятельности 

 

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа. Человек обладает специфической формой взаимодействия с окружающей средой – деятельностью. 


Деятельность  – осознанная форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды, на получение нового продукта – или результата. 


Любая деятельность человека имеет свои характерные черты: 

  • Продуктивный характер: Деятельность имеет цель и мотив.  Цель , или  конечный результат  – это то куда или к чему человек стремиться в результате своей деятельности. Мотив – причина, побуждающая к действию.
  • Сознательный характер: Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Преобразующий характер: человек в результате деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, так или иначе, вступает в разнообразные социальные отношения.

 

Потребности человека 

 

В основе деятельности лежат потребности человека. 


Потребность  – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. 


Каждый человек сможет составить большой список своих желаний. А с развитием науки, техники, и общества в целом этот список будет все расти и расти. 

 

Но, из всех списков потребностей можно выделить основные потребности и разделить на три группы: 

  • Биологические  потребности являются врождёнными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека, такие как потребность в пище, воде, сне.
  • Социальные  потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми (например, потребность в дружбе, общении).
  • Духовные  потребность в познании окружающего мира и самого человека (например, посещение театров, путешествия).

Удовлетворение потребности становится целью деятельности человека. Также потребность определяет мотив деятельности человека. Мотив определяется не только потребностями, но и эмоциями, инстинктами, идеалами. 

 

Человеческие потребности изучаются давно. Автором самой популярной теории потребностей человека является американский психолог Абрахам Маслоу. Он создал так называемую «Пирамиду потребностей». Все потребности он распределил по мере возрастания. Человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. 

 

В основании пирамиды он поместил физиологические потребности (утоление голода, жажды, дыхание, сон и т. д.) Следующая ступень – потребность в безопасности (медицина, безопасность на дорогах и т. д.).

Рис. 1. Пирамида потребностей Рис. 1. Пирамида потребностей

Далее потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе (например, потребность в дружбе). На предпоследней ступени 

находится потребность в признании, к чему относится самооценка, уверенность, достижения и т. д. И возглавляют вершину пирамиды духовные потребности, потребность в самореализации (Рис.1).


Существуют еще и мнимые потребности. Это те потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб обществу и природе. К таким потребностям в первую очередь можно отнести потребность в алкоголе, табаке, наркотических веществах.

Способности человека 

 

Чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли. 


Способности  – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. 


Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности. 

 

Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. 


Задатки  – некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. 


Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. 

Рис. 2. Развитие способностей в деятельности Рис. 2. Развитие способностей в деятельности

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные
  • математические
  • конструктивно-технические
  • музыкальные
  • литературные
  • художественно
  • изобразительные
  • физические способности и т. п.

Все способности формируются в деятельности на основе природных задатков (Рис. 2). 


Контрольные вопросы

 

1. Что такое деятельность? Какие характерные черты имеет деятельность человека? 

2. В чем заключаются потребности человека? На какие группы их можно разделить? 

3. Чем способности отличаются от задатков?


Строение сенсорных систем. Зрительный анализатор

Анатомия и физиология человека
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История