Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ю.П. Казаков. «Тихое утро»

Великая Отечественная война

Ю.П. Казаков. «Тихое утро»

 

План урока

  • Из биографии писателя
  • Особенности рассказа «Тихое утро»
  • Особенности композиции рассказа
  • Основные темы и проблемы рассказа

Цели урока

  • Знать биографию Ю. П. Казакова
  • Уметь выявлять особенности композиции рассказа

Вступление

Ворвавшись в литературу в период «оттепели» (начало 60-х годов XX века), советский писатель Ю. П. Казаков быстро занял свое место в ряду таких маститых литераторов, как В. П. Евтушенко и Б. Ш. Окуджава. Но потом как-то быстро оказался в тени, во многом из-за того, что намеренная политизированность творчества «шестидесятников» оказалась писателю не по душе.

 

Он принципиально оставался на позициях последователя литературных традиций. Живая старина интересовала его гораздо больше неопределенной новизны. Критики жестко осуждали его за лакировку прошлого, за восхищение эмигрантом И. А. Буниным и заинтересованность Э. Хемингуэем.

 

Прежде всего, Казаков старался не отходить в своих произведениях от духовности, перенимал проблематику, язык и изящество слога, ощущая нерасторжимую связь с Толстым, Чеховым, Лермонтовым, Пришвиным.

 

Из биографии писателя

 

Юрий Павлович Казаков (1927–1982)

 

Юрий Казаков родился в Москве. Отец был плотником, его арестовали в 1933 году и приговорили к нескольким годам ссылки за «нелояльность». Мать была простой работящей женщиной: служила няней, была подсобной рабочей завода, впоследствии окончила курсы медсестер. 

 

Когда Юрию исполнилось пятнадцать лет, он вдруг страстно полюбил музыку. Сначала он учился играть на виолончели, затем перешел на контрабас. Но, окончив восьмилетку, сначала поступил в строительный техникум, а уже после его окончания, в 1946 году – в музыкальное училище имени Гнесиных на класс контрабаса. После его окончания в 1951 году Юрий периодически играл в джазовых и симфонических оркестрах, на танцах, так как найти постоянное место в оркестре было трудно. Одновременно с этим он подрабатывал написанием материалов для газет. В 1953 году он поступил в Литературный институт.

Уже первые произведения Казакова выделили его из общей массы молодых литераторов. На первых порах критики называли его подражателем Ивану Бунину и А.П. Чехову. Они не находили в его работах самостоятельности, указывали на влияние К. Паустовского, который преподавал в то время в Литературном институте.

 

При жизни писателя свет увидели около десяти его сборников, среди которых «Осень в дубовых лесах», «По дороге», «Двое в декабре» и другие. Кроме рассказов, Юрий Павлович писал очерки, новеллы и эссе. Некоторые из них посвящены М. Ю. Лермонтову, С. Т. Аксакову, и, конечно же, его учителю К. Г. Паустовскому.

 

Будучи народным писателем, Казаков писал о том, что действительно интересно рядовому читателю. Его произведения наполнены искренностью, заинтересованностью. 

 

Настоящие ценители таланта Юрия Казакова видели его истинное место в литературе, да и сам автор тоже осознавал свою ценность. Его лучшие рассказы переводились в Европе, а в 1970 году его талант был отмечен присуждением высшей литературной премии Данте в Италии.

 

Особенности рассказа «Тихое утро»

 

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра». 

 

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

 

Русская природа с давних времен привлекала прозаиков и поэтов своей одухотворенной простотой. В самом названии «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Но такое название дано не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет писателю увидеть красоту природы. Природа является не просто фоном, она помогает раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.

 

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

 

Особенности композиции рассказа

 

Композиция рассказа «Тихое утро» разворачивается последовательно. Рассказ построен на антитезе. Само название «Тихое утро» противопоставлено событиям, в нем описанных. Так же противопоставлены образы Володи и Яшки – это герои-антиподы. Их взаимоотношения обостряют конфликт и раскрывают идею произведения.

 

Начинается и заканчивается рассказ пейзажем. В начале описание природы настраивает на мирный, спокойный лад, который затем резко поменяется на противоположный, а в финале описание «светлого, теплого дня» показывает, что мальчикам удалось избежать трагедии. Герои, пережив страх, примирились и осознали ценность жизни, дружбы, простых радостей, таких как рыбалка и созерцание природой.

 

Основные темы и проблемы рассказа

 

Автор раскрывает в рассказе несколько близких читателям тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в критических ситуациях. 

 

Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.

 

Яша поставил сострадание выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь. 


Нам понятно, почему плакал Володя, вспомнив, как он тонул; почему же плакал Яшка?


Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. 

 

По отношению к Володе Яшка ведет себя достаточно высокомерно. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища

 

Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 

 

Конечно, различия между мальчиками также способствовали развитию конфликта. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга. Однако автор подчеркивает, что несмотря на различия, можно попытаться понять друг друга.

 

Рассказ «Тихое утро» учит превозмогать страх и эгоизм ради дружбы. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что считаешь правильным и достойным.


  1. Почему рассердился Яшка на Володю в самом начале рассказа?
  2. Почему потом он почувствовал, что «не любил он больше Володи» никого?


Тест по рассказу «Тихое утро»

 

  1. Жанр произведения:

    а) очерк
    б) рассказ
    в) повесть
     
  2. Композиция произведения:

    а) рамочная
    б) ретроспективная
    в) последовательная
     
  3. В описании Яшки и Володи используется прием…

    а) сопоставление
    б) сравнение
    в) противопоставление
     
  4. В фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется…

    а) сравнение
    б) гипербола
    в) метафора
     
  5. Яшка разозлился на Володю, потому что…

    а) ему пришлось самому копать червей
    6) Володя пошел на рыбалку в ботинках
    в) не дождался благодарности и восхищения
     
  6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного... лица», потому что…

    а) все было позади
    б) спасая Володю, не струсил
    в) не дал погибнуть человеку
     
  7. Автор не утаил от читателя

    а) страха и колебаний Яшки
    б) потерю удочки
    в) обиду на Володю
     
  8. Развязка в произведении

    а) спасение Володи
    б) слезы Яшки
    в) описание омута



Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

в

а

б

а

в

в

а

б

А.Т. Твардовский. Лирика

Великая Отечественная война
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История