Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В.В. Маяковский. Лирика. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям»

Русская литература XX века

В.В.Маяковский. Лирика. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям»

 

План урока

  • Из биографии поэта
  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
  • «Хорошее отношение к лошадям»

Цели урока

  • Знать: биографию В. В. Маяковского, особенности его лирики
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Разминка

Какие произведения В. В. Маяковского вы читали? Что вас больше всего впечатлило в стихотворениях?

Вступление

В этой главе вы познакомитесь с творчеством талантливого и яркого поэта – Владимира Владимировича Маяковского. Он сформировался как поэт в среде футуристов, но будучи ярче и талантливее друзей, Маяковский проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала XX века.

 

Маяковский нарушал привычные нормы поведения, мог вызывающе расхаживать в желтой кофте по улицам, чтобы шокировать обывателей. Он призывал сбросить старое искусство «с парохода современности». Это был романтический бунт против серой будничной жизни, против мира «сытых», против их культуры. Наступала новая эпоха в русской литературе.

 

Из биографии поэта

 

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930)

 

Творчество и личность Маяковского вызывали споры.  Высказывались диаметрально противоположные точки зрения – от восторженного восхваления до полного отрицания.

 

Споры эти объясняются в первую очередь неординарностью его поэзии как по содержанию, так и по форме. Сам же Маяковский на протяжении жизни мечтал об одном: «Я хочу быть понятым моей страной…»

 

Маяковский родился на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади среди покрытых лесами гор под щедрым южным солнцем рано побудило у мальчика поэтическое чувство. Он увлекался поэзией, умел хорошо рисовать и очень любил путешествия. 

События 1905 года оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго курса гимназии участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социально-демократической литературой.

 

Поэт всегда остро чувствовал жизнь. В своих ранних стихах он бросал вызов обществу. Маяковский, подобно Лермонтову, жил напряженно, всегда спешил действовать, словно предчувствуя свой ранний конец. Современники говорили о нем: «Какой сильный, какой большой, какой устремленный человек!» А он был не только мужественным человеком, который не страшился никаких трудностей, но и добрым, ласковым и нежным к тем, кого любил:

 

Но мне –
люди,
и те, что обидели, –
вы мне всего дороже и ближе. 

 

Октябрьская революция 1917 года была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Поэт поддерживает молодое государство доступными ему художественными средствами.

 

С 1919 года он в течение трех лет работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон».

 

 

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

 

Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно ездил в город. Именно тогда и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

 

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами. Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.»  Таким образом, заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

 

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце – два друга. Одно – светит, другой – поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

 

Основным в стихотворении является прием фантастики – лирический герой, измученный летней жарой и изнурительной работой, позавидовал солнцу в том, что оно ночью не светит, т. е. не работает, а отдыхает:

 

И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!» 

 

Солнце приходит в гости к поэту, в беседе они оба понимают, что между ними немало общего. Поэт, как и солнце, наполняет этот серый, скучный мир красками, смыслом, жизнью. Этот труд очень важен. Идея стихотворения – общий лозунг солнца и поэта:

 

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей! 

 

Таким образом, автор стихотворения выражает свое понимание предназначения поэта, свое отношение к его труду, и делает это с помощью метафорического образа

 

Стихотворение представляет собой диалог. Отсюда неизбежное олицетворение «собеседника». Солнцу придан человеческий облик: оно говорит, рассуждает, поучает, пьет чай: «Уже в саду его глаза», «Дух переводя, / заговорило басом», «бью по плечу его я».

 

Один из главных художественных приемов, который использует поэт в стихотворении – метафора.


Пример 1

Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы –
деревней был,
кривился крыш корою. 

 

Пример 2

Раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле. 


Такие метафоры называются  развернутыми . Отличается такая метафора от простой тем, что заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении длительного отрезка текста. 

 

Использует Маяковский и  гиперболу (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

 

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу героев живой и настоящей. В самом начале, когда лирический герой рассержен, его речь кажется грубой и резкой. Он называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает ему позиций и говорит: «Чаи гони, гони, поэт, варенье!». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

 

 – Ладно,
не горюй,
на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
– Поди, попробуй! 

 

Экспериментирует Маяковский и с неологизмами. Его новые слова –  это ни на что не похожие выражения, передающие особенную мелодику.

 

Происхождение неологизмов Маяковского

Неологизм

Происхождение неологизма

Горбил

Горб, горбиться

Ало

Алый, алое (в краткой форме)

Слазь

Слазить, слезать

Занежен

Нежный, нежишься в облаках

Златолобо

Золотой лоб

Луч-шаги

Лучи, похожие на шагающие ноги

Ясь

Ясный, ясность, сияние

Взорим

Зори, заря, восход солнца

 

Стихотворение «Необычайное приключение...», как и вся неординарная поэзия Маяковского, требовало от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей. Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно.

 

Давайте сравним:

 

Лесенка

Традиционный стих

В окошки,

в двери,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

«Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?»

В окошки, в двери, в щель войдя,

валилась солнца масса, ввалилось;

дух переведя, заговорило басом:

«Гоню обратно я огни впервые с
сотворенья. Ты звал меня?»

 

Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта – лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах РОСТА», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу.

 

Поэтому оба должны
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца. 

 

«Хорошее отношение к лошадям»

 

Стихотворении было написано в 1918 году. Шел первый год октябрьской революции, страну захлестнула гражданская война, нравственные устои были сбиты.  Маяковский отчетливо понимал, что главное – не только изменить общество, необходимо изменить человека. Он одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего – мещанство и бюрократизм. Корень мещанства – в сытой тупости, ограниченности бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли.

 

В чем заключается идея стихотворения? Она высказана во фразе, имеющей нравственный смысл: «Все мы немножко лошади...»

Боль живого существа ощущает лишь поэт, его тонкая душевная организация. В образе ломовой лошади поэт отразил тяжелую суровую реальность простого рабочего человека.

 

Подошел и вижу –
за каплищей каплища
По морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
И расплылась в шелесте
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?

 

Он понимает, что все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта:

 

Может быть
Может быть,
– старая –
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось –
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило. 

 

Художественные особенности стихотворения: Лирический герой, словно оглушенный шумом улицы, вглядывается в этот неуютный мир. Может быть, поэтому он так чувствителен к звукам улицы. И поэтому все стихотворение построено на звукоподражательных эффектах (звукопись).

 

Рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла 

 

Мир преобразился, и радостно, весело, как в музыке, зазвучал в нем звук «а». Маяковский здесь применяет прием ассонанса. Радостное «а» сменяется энергичным, жизнеутверждающим «0».

 

Основополагающая тема доброты в стихотворении показывает, что любому живому существу достаточно слова сочувствия, и тогда оно поднимется на ноги и начнет работать с удвоенной силой. Необходимо не проходить мимо чужого несчастья, а проявить внимание к тому, кому сейчас плохо.

 

Таким образом, раннее творчество Маяковского – это поиски Его художественная энергия искала выход то в грубости, то в богоборчестве, то в яростной борьбе против старого искусства.


Контрольные вопросы
 

  1. Какие проблемы поднимал Маяковский в своих стихах?
  2. В чем необычность его поэтического стиля?
  3. Расскажите о вашем восприятии стихов Маяковского.


«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Древнерусская литература
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История