Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Стихи о родной природе

Русская литература XX века

Стихи о родной природе

 

План урока

  • «Первый снег» В. Я. Брюсов
  • «Не пугай меня грозою...» И.А. Бунин
  • «Забелелся туман за рекой...» Ф. К. Сологуб

Цели урока

  • Знать художественные особенности лирики XX века
  • Уметь анализировать поэтические произведения

Разминка

Какие стихотворения о родной природе вы знаете?

 

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924)

 

«Первый снег» В. Я. Брюсов

 

Валерий Яковлевич Брюсов – прозаик, драматург, критик, переводчик. Брюсов любил родину, ее природу, в своих стихах он старался передать эту любовь.

 

Брюсов был настолько сражен очарованием русской зимы, что решил воспеть её в стихотворении «Первый снег», которое было написано в 1895 году.

 

Вот стихотворение «Первый снег». 

Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! 

 

Нет, не снег видит автор на березах, которые вчера еще были «черно-голые», на экипажах, на пешеходах... Он видит серебро, огни и блестки в лучах света, жемчуга.

 

Все вокруг видится призрачным как во сне, все это как грезы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, жизнь людей и жизнь природы

стала иной, новой и святой. Это и понятно: белый цвет – символ чистоты и святости. Как прекрасен этот мир «очарований», «этот мир из серебра». Стихотворение дышит любовью и очарованием. 

 

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) 

 

«Не пугай меня грозою...» И.А. Бунин

 

Не пугай меня грозою:
Весел грохот вешних бурь!
После бури над землею
Светит радостней лазурь,
После бури, молодея,
В блеске новой красоты,
Ароматней и пышнее
Распускаются цветы!

Но страшит меня ненастье:
Горько думать, что пройдет
Жизнь без горя и без счастья,
В суете дневных забот,
Что увянут жизни силы
Без борьбы и без труда,
Что сырой туман унылый
Солнце скроет навсегда! 

 

Лирический герой стихотворения не страшится грома, молнии, бури, потому что после них светит солнце, радует небесная лазурь. После бури все вокруг молодеет, омытое дождем, «в блеске новой красоты» цветы ароматнее и пышнее. 

 

А страшит его «жизнь без горя и забот», унылая жизнь, похожая на «сырой туман». Мудрость лирического героя заключается в понимании многогранности жизни, что в ней есть не только радость и солнце, но и бури – неотъемлемая часть живой, полнокровной жизни. Однако скрытое навсегда солнце принесет лишь увядание сил, суету, поэтому герой надеется на скорое завершение бури.

 

Федор Кузьмич Сологуб (1863–1927)

 

«Забелелся туман за рекой...» Ф. К. Сологуб

 

Поэт, прозаик, переводчик Федор Кузьмич Сологуб часто поднимал в своих произведениях темы несоответствия мечты и действительности, тоски, одиночества. Ярким примером является стихотворение «Забелелся туман за рекой…»:

Забелелся туман за рекой.
Этот берег совсем невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, –
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом. 

 

В этом стихотворении описано одиночество, однако оно не приносит в жизнь лирического героя грусть. Вот берег невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в его душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком, – и завижу вдали огоньки...» Огоньки – надежда, надежда

на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины стихотворения раскрываются медленно, плавно, как бы соответствуя неторопливым раздумьям автора.

 

Минимальное использование средств выразительности объясняется тем, что для выражения идеи используются не тропы, а символы. Прогулка символизирует большое путешествие – жизнь. Река – путеводная нить, которая приводит человека к его дому. 


Задание

 

Какая общая тема объединяет два стихотворения? Какие чувства испытывают лирические герои?

 

***

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит...

Повисли перлы1 дождевые,

И солнце нити золотит...

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам...

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

 

Ф. И. Тютчев, 1828

                            ***

Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землёю

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея,

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

 

Но страшит меня ненастье:

Горько думать, что пройдёт

Жизнь без горя и без счастья,

В суете дневных забот,

Что увянут жизни силы

Без борьбы и без труда,

Что сырой туман унылый

Солнце скроет навсегда!

 

И. А. Бунин, 1888


Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»

Великая Отечественная война
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История