Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». История создания. Историческая основа.

Русская литература XIX века

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». История создания. Историческая основа

 

План урока

  • История создания и историческая основа повести
  • Нравы и обычаи Запорожской Сечи
  • Тарас Бульба и его сыновья
  • Прославление боевого товарищества, братства

Цели урока

  • Знать историю создания повести, особенностях воссоздания Запорожской сечи в повести «Тарас Бульба»

Разминка

Какие произведения Николая Васильевича Гоголя вы читали?

 

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852)

 

Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и

предания, изучал историческое прошлое славянских народов. 

 

История создания и историческая основа повести

 

В ХVI веке украинские казаки построили за днепровским порогами военное укрепление – Сечи – для защиты рубежа страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов. Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни защищая Родину и православную веру. О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти в имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба». 

 

Идея повести «Тарас Бульба» появилась у Гоголя примерно в 1830-х годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом и не считал внесённые правки окончательными. В 1842 году вышла вторая редакция с изменениями.

 

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с чрез газеты обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания. Кроме этого, среди источников было и «Описание Украины» под редакцией Г. Л. де Боплана, «История о козаках запорожских» С. И. Мышецкого и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Г. Грабянки и С. В. Величко). 

 

Гоголь высоко ценил фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Образ самого Тараса Бульбы был вдохновлён куренным атаманом Войска Запорожского Охримом Макухой, который был сторонником Богдана Хмельницкого и ярым противником Речи Посполитой.

 

Нравы и обычаи Запорожской Сечи

 

Гоголь достоверно изобразил жизнь и обычаи Запорожской Сечи. Героев – Тараса Бульбу и его сыновей – она встретила трудовым напряжением. При въезде их «оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в двадцати пяти кузницах». Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужна была работа огромного количества людей. Здесь добывали руду, уголь, пасли стада волов, коней, сооружали лодки. «Могущественные кожемяки сидели под дашками крылец на улице и мяли своими сильными руками воловьи шкуры. Торговцы сидели с грудами кремней, огнивами и порохом». Сама же Запорожская Сечь представляла собой суровую военную организацию, бастион, где проходили обучение молодые казаки. «Тем не менее Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разжигании битв, которые через то почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка лошадиных гонок».

 

Тарас Бульба, хорошо зная Запорожскую Сечь, её обычаи и порядки, решает отправить сынов именно туда. «На той же таки неделе наряжу я вас на Запорожье. Где наука, то наука! Там вам школа; только там наберетесь ума».

 

Тарас Бульба и его сыновья

 

В повести изображены богатырские характеры, самоотверженно борющиеся за родную землю, за свою национальную независимость. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства и любовного чувства. 

 

Тараса Бульбу автор описывает как человека смелого и решительного. В эпизодах застолья в честь возвращения сыновей из бурсы, в сценах битвы с поляками видно, что Тараса Бульбу уважают, к его советам прислушиваются. Даже те, кто лишь недавно пришёл на Сечь, видят в Бульбе мудрого и справедливого воина. Для героя на первом месте стояла Сечь и судьба Отчизны.

          

Остап, старший сын Бульбы, вместе с братом окончил семинарию и после окончания обучения вернулся домой. Поначалу он не хотел учиться и пытался сбежать, но со временем взялся за ум. По-настоящему герой раскрывается в походе на поляков. Остап предстаёт проявил себя храбрым, сильным казаком, достойным сыном своего отца.

 

Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он отличается и от брата, и от отца. Можно сказать, что от своей матери он душевную мягкость, а от отца – решительность и волю к победе. В военных делах Андрий не отставал от брата. Героя очаровывают сражения, гулянки, оружие, набеги – всё то, из чего состоит казацкая жизнь. В Андрие борются два противоположных начала: желание любить и поступать по велению сердца и долг перед родиной.


В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?


 

Прославление боевого товарищества, братства

 

«Тарас уже видел то по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три таборы курени, обнесши их возами в виде крепостей, – род битвы, в которой бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду: убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, – знал, что и без того крепки они духом, – а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце». Так начинается 9 глава повести. Для казаков «нет уз святее товарищества» поэтому, не задумываясь, поделили силы, когда надо было выручать товарищей, попавших в плен к татарам и к ляхам. Теперь каждый должен был драться за двоих. Не задумываясь, Тарас приходил на выручку товарищам. Рискуя своей жизнью, врывались в самую гущу боя казаки. И разве не доказательством святых уз товарищества является эпизод, когда Товкач, старый друг Тараса, перевязав его раны, умчал его на взмыленном коне, чтобы не достался верный друг на поругание врагу? И сам Тарас не думал о себе даже тогда, когда пламя охватило его ноги; он думал только о спасении казаков от погони. 

 

Казаки стоят друг за друга горой. Между ними есть родство, но не кровное, а родство душ. Для них важен только голос народа. Выбирая старшего, казаки высказывают свое мнение, каждому из которых уделяют внимание. При этом главенствует равенство: начальники не выше казаков, все они товарищи и братья. 

 

В. Г. Белинский так писал о повести Гоголя: «“Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!.. Если говорят, что в «Илиаде» отражается вся жизнь греческая в ее героический период, то разве одни пиитики и риторики прошлого века запретят сказать то же самое и о «Тарасе Бульбе» в отношении к Малороссии XVI века?»


Задание

 

  1. Выучите наизусть речь Тараса Бульбы «Что такое есть наше товарищество».
  2. Составьте словарь, в который войдут слова, использованные Гоголев в повести и придающие ей самобытность и историческую достоверность.

 

Образец:

 

Бандура  – народный украинский музыкальный инструмент.

Есаул – средний офицерский чин в казачьих войсках.

Курень  – подразделение запорожского войска.


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Система персонажей. Характеристика литературного героя.

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика