Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

М.Ю.Лермонтов. Лирика

Русская литература XIX века

М.Ю.Лермонтов. Лирика

 

План урока

  • Особенности лирического героя
  • «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • «Молитва»
  • «Ангел»

Цели урока

  • Знать особенности пейзажной и философской лирикой М. Ю. Лермонтов
  • Уметь анализировать стихотворения разных творческих периодов

Разминка

  • Какие лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова вы знаете?
  • Какие биографические факты повлияли на мировоззрение поэта?

 

Особенности лирического героя

 

В некоторых лермонтовских стихотворениях нет лирического героя, но есть авторское настроение. В них может описываться другой человек, событие или пейзаж, но мы слышим автора: его интонацию, его вопросы и восклицания. Поэт уподобляется художнику, который невидим зрителю, но умело создает у него впечатление о своей картине:

 

                                               На севере диком стоит одиноко…

 

                                               На севере диком стоит одиноко

                                               На голой вершине сосна

                                               И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                                               Одета, как ризой, она.

                                               И снится ей все, что в пустыне далекой,

                                               В том крае, где солнца восход,

                                               Одна и грустна на утесе горючем

                                               Прекрасная пальма растет.

 

В этом стихотворении говорится только о сосне и пальме, и нет ни слова о себе. Но мы чувствуем авторское лирическое настроение, мы понимаем, что это о своем одиночестве проговаривается поэт. Его печаль слышна в размеренной мелодии стихотворения, в повторах. И антитеза в стихотворении отражает именно его внутренний мир. 

 

Философ В. С. Соловьев писал: «Лермонтов, когда и о другом говорит, то чувствуется, что его мысль и из бесконечной дали стремится вернуться к себе, в глубине занята собою, обращается на себя».

 

                                               Когда волнуется желтеющая нива

 

                                               Когда волнуется желтеющая нива,

                                               И свежий лес шумит при звуке ветерка,

                                               И прячется в саду малиновая слива

                                               Под тенью сладостной зеленого листка;

 

                                               Когда росой обрызганный душистой,

                                               Румяным вечером иль утра в час златой,

                                               Из-под куста мне ландыш серебристый

                                               Приветливо кивает головой;

 

                                               Когда студеный ключ играет по оврагу

                                               И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

                                               Лепечет мне таинственную сагу

                                               Про мирный край, откуда мчится он, –

 

                                               Тогда смиряется души моей тревога,

                                               Тогда расходятся морщины на челе, –

                                               И счастье я могу постигнуть на земле,

                                               И в небесах я вижу бога.

 

«Когда волнуется желтеющая нива…» было написано в заключении. Поэт был взят под стражу за стихотворение «Смерть поэта». 

 

Поэт создает панораму, полную цвета, запахов и звуков. Здесь и поле желтеющих хлебов, шум леса, спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание ландыша, ворчание воды в холодном ключе, лепечущем «таинственную сагу (в смысле «сказание», «повествование»). Все это смиряет тревогу души, возвращает радость жизни, дает надежду. Поэт уверен, что Бог есть («в небесах я вижу Бога...»), он не оставляет в трудную минуту.

 

Справедливы слова В. Г. Белинского о том, что в стихотворениях Лермонтова «говорит одно чувство (и это чувство любви, восхищения!). Чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения...»

 

                                               Молитва

 

                                               В минуту жизни трудную

                                               Теснится ль в сердце грусть,

                                               Одну молитву чудную

                                               Твержу я наизусть.

                                               

                                               Есть сила благодатная

                                               В созвучьи слов живых,

                                               И дышит непонятная,

                                               Святая прелесть в них.

 

                                               С души как бремя скатится,

                                               Сомненье далеко —

                                               И верится, и плачется,

                                               И так легко, легко…

 

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принес», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. 

 

Осень и зиму 1839–1840 годов Лермонтов провел в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.

 

На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с М.  А. Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвел на нее впечатление. Они часто и подолгу беседовали.

 

А. О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт к концу вечера преподнес Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».

 

Настроение лирического героя меняется. «Живые слова» помогают обрести душевный покой «в минуту жизни трудную».

Стихотворение «Молитва» относится к религиозно-философской лирике. Эту традицию позже продолжили А. А. Блок и С. А. Есенин.

 

Написанное простым, но глубоким языком стихотворение стало народным произведением. Чувства лирического героя понятны и близки каждому. Неслучайно почти на протяжении двух веков романс М. И. Глинки на стихотворение «Молитва» пользовался огромной популярностью в самых разных слоях общества, он до сих пор находится в классическом репертуаре многих оперных певцов. 

 

 

                                               Ангел

 

                                               По небу полуночи ангел летел,

                                               И тихую песню он пел,

                                               И месяц, и звезды, и тучи толпой

                                               Внимали той песне святой.

 

                                               Он пел о блаженстве безгрешных духов

                                               Под кущами райских садов,

                                               О Боге великом он пел, и хвала

                                               Его непритворна была.

 

                                               Он душу младую в объятиях нес

                                               Для мира печали и слез;

                                               И звук его песни в душе молодой

                                               Остался – без слов, но живой.

 

                                               И долго на свете томилась она,

                                               Желанием чудным полна,

                                               И звуков небес заменить не могли

                                               Ей скучные песни земли.

 

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Лермонтова. Оно написано в память о рано ушедшей матери. 

 

Стихотворение проникнуто покоем и гармонией. «Младая душа» в руках ангела направляется к «миру печали и слез». Душа чиста, гармонична, она еще хранит в себе «звуки небес», возвышающие ее. В последующем творчестве Лермонтова открывается печальное будущее «младой души»: столкнувшись со «скучными песнями земли», она сближается с демонической тьмой, ее настигает одиночество. Полет ангела с душой рождающегося ребенка сопровождается чудной песней, в которой звучат рассказы о блаженстве и любви, Боге и Его святых.

 

Но чем ближе ангел к земле, тем слышнее стенания и слезы людей. 

 

Два мира, земной и небесный, противопоставлены друг другу.  В одном слышатся «печали и слезы», в другом – песни «о блаженстве безгрешных духов».

 

Человеческая душа, посылаемая в мир, – жертва всевышней воли. Она обречена на страдания в земном мире, и ангел заранее печалится о том, какие испытания ей уготованы.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие чувства вызывают стихи Лермонтова?
  2. Как понять слова Ахматовой о поэте: «Слово слушается его, как змея заклинателя»?
  3. Какой смысл придает стихотворению то, что оно состоит из одного сложного предложения? («Когда волнуется желтеющая нива…»)
  4. О какой живительной связи человека и Бога говорит поэт? («Молитва»)
  5. В чем символический смысл песни ангела? («Ангел»)


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». История создания. Историческая основа.

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика