Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

М.Ю. Лермонтов. «Песня про … купца Калашникова»

Русская литература XIX века

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

План урока

  • Из жизни писателя
  • История создания «Песни про купца Калашникова…»
  • Фольклорная основа поэмы
  • Центральные образы поэмы

Цели урока

  • Знать: биографию и творческий путь М. Ю. Лермонтова, историю создания «Песни…»
  • Уметь: анализировать образы героев

Вступление

Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…», написанная в 1837 году, в контексте всего творчества поэта воспринимается не одним поколением как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Действительно, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи.

 

Из жизни писателя

 

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) прожил короткую жизнь, всего 27 лет, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов.

 

Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем и дала хорошее образование. Уже в детстве проявились его недюжинные дарования: он свободно владел несколькими иностранными языками, прекрасно рисовал, писал стихи.

 

С 14 лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. За участие в одном из литературных кружков, где, кроме литературных, обсуждались и общественные вопросы, его попросили уйти из университета. Для того чтобы получить законченное образование, Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

 

«...Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли догадаться, сколько огорчения мне это причиняет, вы бы меня пожалели...» – пишет он в одном из писем. О чем же жалеть? Дело в том, что те два года, которые он провел в этой школе, были для него сущей каторгой: строгая, даже излишне строгая дисциплина, жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов в училище противоречили складу души поэта. Однако и в эти годы он много пишет. «В юнкерской школе он был хорош со всеми товарищами, хотя его не все любили...», – вспоминает один из его одноклассников.

 

До сих пор о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его кумиром был А. С. Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил всю свою боль по поводу кончины великого поэта. 

 

Поэт Д. С. Мережковский так писал про двух гениальных поэтов Золотого века: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».


Золотой век русской литературы  – крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века.


Советский поэт С. С. Наровчатов сказал о поэте: «Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом... Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы “страны рабов, страны господ” … Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца».

 

Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. Искал в ней богатырский дух, яркие личности, которых так не хватало среди его современников. «Золотая молодежь» первой половины XIX века, по мнению поэта, ни к чему не стремилась. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова».

 

История создания «Песни про купца Калашникова…»

 

«Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты» – писал издатель А. А. Краевский. Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносился во времени, становился свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса совсем иной эпохи.

 

Написанная в 1837 году, историческая поэма открывала первый сборник поэта, изданный им при жизни. Лермонтов, пребывавший в ссылке на Кавказе, опубликовал свое произведение под псевдонимом «въ». «Песня…» знаменует собой начало нового этапа в творчестве поэта, отмеченного созданием таких гениальных стихотворений, как «Бородино», «Смерть Поэта» и др.

 

Толчком к созданию поэмы могла послужить трагическая дуэль Пушкина, защищавшего, как и герой Лермонтова, не только свою честь, но и честь своей жены, своей семьи. «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Ивана Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и свое благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности», – пишет И. Л. Андроников, советский писатель.

 

Источниками поэмы могли служить Лермонтову и фольклорные памятники-песни о Мастрюке Темрюковиче, и песни о Кострюке, зафиксированные в Сибири, в Симбирской, Московской губерниях. Фабульная основа этих песен напоминает сюжет поэмы: действие тоже завязывается на пиру Ивана Грозного; подобно тому, как бессовестный Кирибеевич является любимцем царя, Мастрюк (Кострюк) –любимчик великого самодержца, с той только разницей, что Кирибеевич – любимый опричник царя, а Мастрюк – любимый царский шурин. В песнях, как и в лермонтовской поэме, описывается кулачный бой. Вполне вероятно, что фамилию Калашников Михаил Юрьевич заимствовал из варианта песни о Мастрюке, зафиксированного Киреевским («Жили два брата, два брата калашника»).

 

Фольклорная основа поэмы

 

Действие произведения разворачивается в XVI веке, во времена правления Ивана Грозного, знаменитого своей жестокостью. Написанное после поражения декабристов, произведение Лермонтова прозвучало как глубоко современное, призывавшее воспитывать в себе уважение к человеку, его чести и достоинству, формировавшее упорство и мужество в борьбе с деспотизмом.

 

Поэма является стилизацией русского народного эпоса. Рассказанная история об удалом купце Калашникове имеет характерное для произведений устного народного творчества, в частности, для былин, обрамление: (зачин, запев, концовка, исход, обращения к слушателям, прибаутки, которые как бы разделяют повествование на главы).

 

В «Песне про купца Калашникова» старина, присущая русским былинам, подвергается коренному переосмыслению. Справедливость решений, принимаемых Иваном Грозным, их незыблемость и всеобъемлющий характер подвергаются сомнению. В центре внимания повествователя оказывается реальная историческая деталь – знаменитый царский посох с железным наконечником. Былинный пир, на котором богатырь традиционно должен получить от государя задание по защите родной земли от басурманов, превращается в демонстрацию царской власти и своеволия.

 

Центральные образы поэмы

 

В произведениях устного народного творчества портреты героев вычерчены прямолинейно. В соответствии с представлениями народа о благородном герое, положительные герои, не могут быть некрасивые внешне. А отрицательные герои, являющиеся вместилищем множества пороков, чаще всего имеют и уродливую наружность или отмечены каким-либо физическим недостатком.

 

Посмотрим с этих же позиций на героев «Песни про купца Калашникова…»: Степана Парамоновича и Кирибеевича, которые в произведении являются антагонистами.


Антагонист — в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою (протагонисту) на пути к достижению его целей.


Они противопоставлены друг другу по моральным качествам. Калашников – человек глубоко верующий, порядочный и благородный. Кирибеевич, напротив, совершает поступки, противоречащие нормам морали. Уже с первых строк «Песни…» мы узнаем о поступке Кирибеевича, характеризующем его с негативной стороны: он скрывает от царя тот факт, что предмет его воздыханий – замужняяженщина. Тем не менее внутренний мир Кирибеевича никак не отражается на его внешности. Оба персонажа - настоящие красавцы, русские богатыри. Лермонтов неоднократно подчеркивает их силу, стать, молодость. Таким образом, портреты героев «Песни…» только лишь с первого взгляда даны в соответствии с портретами героев народных произведений. В действительности же в «Песне…» красота – это понятие не столько эстетическое, сколько религиозное: красивый – это красивый не лицом, а душой.

 

Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. Его цель – потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально (...) Боевые рукавицы натягивается». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю, да святым церквам. А потом всему народу русскому».

 

Настоящий русский национальный характер в лучших традициях русского эпоса воплощен Лермонтовым в образах купца Калашникова и его жены Алены Дмитриевны.

 

Степан Парамоныч выступает как защитник, идущий на поединок не с личным врагом, опричником Кирибеичем, а с врагом родной земли, безжалостно попирающим ее обычаи. Степан Калашников старался жить по совести и умер за правое дело, и поэтому русские люди вспоминают о нем, проходя мимо его могилы на перекрестке трех дорог:

 

                    Пройдет стар человек –перекрестится,

                    Пройдет молодец –приосанится,

                    Пройдет девица – пригорюнится,

                    А пройдут гусляры – споют песенку.

 

Алена Дмитриевна – достойная спутница Степана Парамоновича. Она набожна и смиренна, ходит в церковь, напрочь лишена кокетства, хотя необыкновенно хороша собой. Автор восхищается достоинством героини: 

 

                    Ходит плавно – будто лебедушка;

                    Смотрит сладко – как голубушка;

                    Молвит слово – соловей поет;

                    Горят щеки ее румяные,

                    Как заря на небе божием;

                    Косы русые, золотистые,

                    В ленты яркие заплетенные,

                    По плечам бегут извиваются,

                    С грудью белою цалуются.

 

Не узнать Алену Дмитриевну после пережитого позора:

 

                    Сама бледная, простоволосая,

                    Косы русые расплетенные

                    Снегом-инеем пересыпаны:

                    Смотрят очи мутные, как безумные;

                    Уста шепчут речи непонятные.

 

И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья воспринимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, честного имени Калашниковых, которое они готовы защищать, жертвуя своей жизнью.


Контрольные вопросы

 

  1. В какую эпоху происходит действие поэмы? Что вам известно об этом времени? Кто такие опричники?
  2. Вспомните, что называют зачином? В каких произведениях устного народного творчества вы встречали зачин?


Задание:

 

Прочитайте фрагмент из «Песни…». Найдите в тексте постоянные эпитеты – прием, характерный для фольклора. 

 

                    Лишь один из них, из опричников,

                    Удалой боец, буйный молодец,

                    В золотом ковше не мочил усов;

                    Опустил он в землю очи темные,

                    Опустил головушку на широку грудь –

                    А в груди его была дума крепкая.

 

                    Вот нахмурил царь брови черные

                    И навел на него очи зоркие,

                    Словно ястреб взглянул с высоты небес

                    На младого голубя сизокрылого, –

                    Да не поднял глаз молодой боец.


М.Ю.Лермонтов. Лирика

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика