Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л.Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Русская литература XIX века

Л.Н. Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

 

План урока

  • Из биографии писателя
  • В творческой мастерской Толстого
  • Образы взрослых в повести

Цели урока

  • Знать биографию Л. Н. Толстого
  • Уметь выявлять автобиографические черты в повести Толстого

Разминка

Вспомните, кто из писателей обращался в своем творчестве к теме детства?

Вступление

Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах жизни человека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность». Трилогия имела колоссальный успех. Тема детства, «диалектика души» ребенка увлекла читателей. А другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Темы», М. Горький «Детство», А. К. Толстой «Детство Никиты».

 

Из биографии писателя

 

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

 

Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провел детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.

 

На духовное формирование будущего писателя влияние оказала Мария Николаевна, мать, точнее воображаемый ее образ. Лев Толстой не помнил своей матери, она умерла, когда ему было только два года. Духовный ее облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе. 

 

Первым произведением Толстого, появившимся в печати, была повесть «Детство».

 

В творческой мастерской Толстого

 

В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умен, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.


Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни жизнь как единое целое.


Лев Толстой в трилогии проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека.

 

Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстает в непрестанном внутреннем движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя.

 

Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, плохом правописании, невоздержанности, необдуманности. Он был живым человеком со своими недостатками.

 

Образы взрослых в повести

 

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

 

Это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.

 

«…Все, что я знаю о ней, все прекрасно», – вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Толстой не мог без слез умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской».

 

Воспоминания Николеньки тоже проникнуты любовью, обожанием к образу матери. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, «нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.

 

Петр Александрович Иртеньев, отец Николеньки, человек сурового нрава, серьезный и строгий. В то же время к детям он относится с большой любовью и прикладывает все усилия, чтобы они получили достойное воспитание и образование.

 

Николеньке отец кажется человеком загадочным, но бесспорно красивым. На время происходящих в повести событий вся семья Иртеньевых проживает в деревне. В одно утро отец сообщает своим сыновьям, что они поедут с ним в Москву жить у бабушки дома.

 

Николенька наблюдает за взрослыми и изучает их поведение. Он остро чувствует настроение Карла Ивановича в главе «Классы» по сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно
черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы обозначить то место, до которого дочитали. Николенька не может отвечать урок из-за переживаний, он думает о предстоящей разлуке с домашними и из-за волнения плачет и портит слезами тетрадь по чистописанию. Карл Иванович сердится, ставит Николеньку на колени, угрожает линейкой и требует просьбы о прощении. Мальчик чувствует, что Карл Иванович сам осознает свою несправедливость. А вызвана она тем, что с ним самим, как считает Карл Иванович, тоже несправедливо поступают.

 

С большим стыдом повзрослевший мальчик вспоминает, как рассердился на няню из-за того, что она отшлепала его мокрой скатертью, которую он случайно облил квасом. Особенно обидным это стало потому, что мальчик был в хорошем настроении и не ожидал от Натальи Савишны такого поступка. Он расплакался от обиды и злости и стал строить планы отмщения «дерзкой Наталье». Но уже через несколько минут няня возвращается и просит прощения у мальчика: «Она вынула из-под платка конверт, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

 

Толстой не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

 

Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время
может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная
потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»


  1. Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?
  2. Похожи ли воспоминания о детстве Николеньки на ваши?
  3. Какие самые яркие впечатления, эпизоды вы можете вспомнить? Расскажите о них.


Контрольные вопросы

 

  1. Каковы главные художественные особенности повести «Детство»?
  2. С какой целью автор показывает, что герой и любит Карла Иваныча, и мысленно ругает его?


А.К. Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Русская литература XIX века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История