Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

Русская литература XIX века

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

 

План урока

  • История создания стихотворений в прозе
  • Специфика жанра
  • Стихотворение в прозе «Воробей»
  • Стихотворение в прозе «Нищий»

Цели урока

  • Знать: особенности жанра «стихотворение в прозе», тематическое и идейное своеобразие «Стихотворений в прозе»

Вступление

В последние годы жизни Тургенев обращается к непривычному для русской литературы жанру. Он создает миниатюры-зарисовки: записывает разнообразные случаи, афоризмы, собственные раздумья, грезы наяву.

Собранные вместе, они получили название стихотворения в прозе.

 

В этих стихотворениях нет рифмы, но есть ритм, есть лирическая интонация. Самое главное — они, как и все стихи, выражают чувства и мысли автора по поводу какого-то события.

 

История создания стихотворений в прозе

 

Сборник «Стихотворения в прозе» Тургенев выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 году. Это своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве.

 

Сборник насчитывает 51 стихотворение. Много лет спустя, в 1927 году, в парижском архиве Тургенева было найдено еще 31 стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930 году, а в России – в 1931.

 

Первоначально автор рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М. М. Стасюлевич уговорил Тургенева напечатать эти стихотворения в первоначальном виде. При первом издании этих стихотворений автор написал следующее предисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

 

Все вместе стихотворения представляют многоликий мир человеческих чувств: любовь, горе, восхищение, сострадание.
 

Есть в тургеневских стихотворениях и лирический герой. Он обнаруживается в эпитетах, обращениях, восклицаниях, прямых оценках. Именно лирический герой подводит нас к главной мысли всей книги: как ни печальна жизнь под угрозой смерти, она все же прекрасна, ею надо дорожить. Надо жить правильно, руководствуясь своей совестью.

 

Специфика жанра

 

Для того чтобы разобраться в специфике жанра «стихотворение в прозе», давайте прочтем стихотворение И. А. Бунина «Слово» и стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык».

 

                                                Слово

 

                                                Молчат гробницы, мумии и кости, 

                                                – Лишь слову жизнь дана:

                                                Из древней тьмы, на мировом погосте,        

                                                Звучат лишь Письмена. 

                                                И нет у нас иного достоянья! 

                                                Умейте же беречь 

                                                Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, 

                                                Наш дар бессмертный – речь.

 

                                                Русский язык

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей
родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

                                              


Какие противопоставления являются композиционной основой стихотворения?


 

Сравнительный анализ стихотворений «Слово» Бунина и «Русский язык» Тургенева

 

Авторы затронули проблему сохранения языка. Для них слово, речь, язык – великий дар.

 

Признаки жанра

Стихотворение

Стихотворение в прозе

Рифма

+

-

Стихотворный

размер

+

-

Способ

размещения

на листе

Строфы (все строки –

красные)

Членение на мелкие

абзацы, подобные строфам.

Объем

Небольшой

Небольшой

Выражение мысли

Краткость

Краткость

Наличие сюжета

Сюжет отсутствует

Бессюжетная композиция
или cюжет подчинен

выражению одной мысли,

одного переживания.

Наличие

лирического героя

Лирический герой

(«Я») есть

Лирический герой

(«Я») есть

Задача слова

Передать мысли,

чувства, переживания

Передать мысли,

чувства, переживания

 


Стихотворение в прозе – прозаическое произведение, характеризующиеся наличием лирического героя, малым объемом, служебной ролью сюжета или же полным его отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой-то одной мысли, одного переживания, одного образа.


Выбор такой формы объясняется желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошлом, мимолетные впечатления, размышления о будущем. В этих «эскизах» на самые разнообразные темы – философские, социальные, психологические – Тургенев размышляет о законах Вселенной, о природе, о любви, о смерти, о Родине, о красоте, о дружбе, о человеке и, конечно, о себе.

 

Стихотворение в прозе «Воробей»

 

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

 

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

 

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

 

Громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

 

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

 

Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

 

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. 

 

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

 

Автор делится впечатлением от увиденного. Глазами лирического героя мы видим беспомощного молодого воробья и старого воробья, готового пожертвовать собой, несмотря на ужас, которым он охвачен. Мы трепещем вместе с ними и боимся, что собака, кажущаяся громадным чудовищем, поддастся охотничьим инстинктам. Мы удивляемся, видя, как Трезор отступает перед отвагой воробья. 

 

Мы соглашаемся с философским выводом автора: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

 

Стихотворение в прозе «Нищий»

 

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

 

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

 

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

 

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

 

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

 

– Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

 

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

 

– Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

 

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

 

Февраль, 1878

 

Стихотворение вызывает чувства горечи, отчаяния, тоски. Автор добивается этого средствами художественной выразительности. Образ старика прорисован эпитетами: «нищий, дряхлый», «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы», «шершавые лохмотья», «нечистые раны».

 

Лирического героя поражает до глубины души положение нищего. Эмоционально окрашенные глаголы «стонал», «вздрагивала», «прошамкал» отражают обездоленность его жизни, которой сочувствует автор. 

 

«Стихотворения в прозе» открывают читателям душу писателя, позволяют увидеть мир его глазами. Неслучайно исследователь творчества Тургенева Л. П. Гроссман так сказал о сборнике: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути…»


Задание


Заполните таблицу

 

Темы и проблемы «Стихотворений в прозе»

Название стихотворения

Тема

Проблема

Вывод автора

«Русский язык»

«Близнецы»

«Два богача»

«Собака»

«Воробей»

«Мы еще повоюем!»


Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» (отрывок)

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика