Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С.Пушкин. Особенности творчества. «Медный Всадник» (вступление). Лирика. «Зимний вечер». «Во глубине сибирских руд…»

Русская литература XIX века

А.С.Пушкин. Особенности творчества. «Медный Всадник» . Лирика. «Зимний вечер». «Во глубине сибирских руд…»

 

План урока

  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Поэма «Медный всадник»
  • Лирика Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер»
  • Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

Цели урока

  • Знать: биографию и творческий путь А. С. Пушкина, ключевые особенности поэмы «Медный всадник»
  • Уметь: анализировать лирические стихотворения «Зимний вечер» и «Во глубине сибирских руд»

Вступление

«У каждого возраста свой Пушкин», – писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний поэта, расскажет о творческом и жизненном пути «светила русской поэзии».

 

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

8 июня 1799 года дьячок московской церкви Богоявления, что в Елохове, раскрыл метрическую книгу и гусиным пером вывел: Мая 27, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца ево моэора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума – мать означеннаго Сергея Пушкина, вдова, графиня Ольга Васильевна Пушкина». 

 

В записи указано 27 мая, хотя родился Пушкин вечером 26 мая. А порядок был таков: младенцев, появившихся на свет после захода солнца, записывали в церковных книгах следующим днем. День рождения поэта выпал на четверг, отмеченный большим церковным праздником Вознесения Господня, с которым Пушкин впоследствии связывал немало важных событий своей жизни.

 

Сергей Львович, его отец, происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз встречаются на страницах русской истории. Мать Надежда Осиповна была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом. Сергей Львович увлекался литературой, его брат, Василий Львович, – известный поэт. В их доме бывали Н. М. Карамзин, К. Г. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у А. С. Пушкина с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны.

 

В 1811году будущий поэт поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей. В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман об эпохе Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

 

Творчество Пушкина вобрало в себя все достижения русской поэзии. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Л. Н. Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт» (Гоголь).

 

В наши дни подтвердилось пророческое предсказание Белинского о том, что Пушкин «будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».

 

Поэма «Медный всадник»

 

Пушкин как истинный художник считал необходимым воскресить минувшие века, обратиться к истории.  Особый интерес Пушкин проявил к деятельности Петра I.  В нем поэт видел преобразователя, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России. Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

 

«Медный всадник» – поэма (или, как ее назвал Пушкин, петербургская повесть) была написана в Болдине осенью 1833 года. При жизни Пушкина было напечатано в журнале «Библиотека для чтения» лишь начало (с пропуском стихов, где Петербург сравнивался с Москвой) под заглавием: «Петербург. Отрывок из поэмы». 


Поэма  – лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», А. С. Пушкин «Медный всадник», А. А. Ахматова «Поэма без героя» и др.


Вступление к поэме близко к жанру  оды – стихотворению восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, полнощных), приемы ораторского искусства (повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи). Выбранный поэтом жанр вступления подчеркивает в образе Петра его мудрость и патриотизм.

 

                                                    Люблю тебя, Петра творенье,

                                                    Люблю твой строгий, стройный вид,

                                                    Невы державное теченье,

                                                    Береговой ее гранит,

                                                    Твоих оград узор чугунный,

                                                    Твоих задумчивых ночей

 

Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. В выборе сюжета Пушкиным руководила мысль о трагизме положения таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель. Этот сюжет намечен в неоконченной поэме «Езерский». 

 

Пушкин не был свидетелем петербургского наводнения 7 ноября 1824 года, он находился тогда в Михайловском и узнал о трагедии из газет и писем. По просьбе поэта друзья, не упоминая его имени, передали пострадавшим от наводнения часть денег, полученных за издание его произведений. Работая над поэмой, он опирался на описания этих событий в журналах.

 

В поэме «Медный Всадник» изображена не идеальная гармония большой семьи-государства (как в «Пире Петра I»), а страшный разлад и катастрофа. Петр I, воздвигая грандиозное здание Российской империи и, в частности, новую столицу, разрушает маленький мир своего подданного: его любовь, семью, его дом. Такое здание не может быть прочным: над ним всегда будет висеть угроза разрушения, бунт стихийных сил («Божий гнев») и бунт народной стихии. Пушкин показывает, что стихия в первую очередь обрушивается на тех же «маленьких людей», забытых государством. Бунт стихии сравнивается с набегом разбойников. В этом взгляд его неожиданно соединяется с народным представлением о том, что страшные стихийные бедствия, голод и болезни постигают народ как кара за преступления царя. 


«Медный всадник» – памятник Петру I на Сенатской площади, открытый 7 августа 1782 года в царствование Екатерины II. Памятник выполнен по проекту французского скульптора Э.-М. Фальконе (1716–1791); голова Петра – по проекту его ученицы художницы М. А. Колло. Скала, служащая постаментом всаднику (Гром-камень), была найдена в 1768 году близ Лахты (к северу от города) и с огромным трудом доставлена в Петербург. По праву считающийся самым лучшим памятником Петру Великому, «Медный всадник» стал художественным и идейным центром новой столицы, символом Санкт-Петербурга.


 

Лирика Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер»

 

Значительным для развития творчества Пушкина является то, что поэт глубоко проникал в русскую народную жизнь и русское народное творчество. Он создал в 1825 году такие произведения, как пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый…»), балладу-сказку «Жених», стихотворение «Зимний вечер».

 

В 1824 году Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой. Пережив серьезную ссору с отцом, Пушкин остается в имении с няней. Спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал – обретение Дома, защищенности и внутреннего равновесия. Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 годов («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога»), а позже и в «Бесах» (1830).

 

Элегия «Зимний вечер» открывается строкой, похожей на завывание вьюги: «Буря мглою небо кроет…» В тексте появляется Тьма, точнее – мгла, столкновение Света и Тьмы. За окном «ветхой лачужки» торжествует Хаос – в нем слышен и плач («то заплачет, как дитя»), и стук («к нам в окошко постучит»), и завывание («то, как зверь, она завоет»), и шорох («вдруг соломой зашумит»). Стихия в стихотворении Пушкина характеризуется звуковыми глаголами — создается ощущение постоянного движения. Поэтому очень важной становится ритмическая и звуковая организация текста.

 

Песня няни также становится символом Дома и творчества, которые защищают лирического героя от Хаоса стихии. Она построена как русская фольклорная лирика (анафора, синтаксический параллелизм) и звучит нежно и мелодично (звуки «э», сонорные «м», «н»).

 

Исследователи так и не смогли дать объяснение тому, почему Пушкин написал «Зимний вечер» четырехстопным хореем, который больше подходит для народных песен и частушек, чем для элегии. Видимо, легкость хорея придавала поэту больше оптимизма, нежели использование другого стихотворного размера. Рифмовка стихотворения перекрестная.

 

Из средств художественной выразительности Пушкиным использовано множество сравнений и олицетворений: «как путник запоздалый к нам в окошко постучит», «ветхая лачужка и печальна и…», «заплачет, как дитя», «как зверь она завоет» и других.

 

Усиливают восприятие такие эпитеты как: «добрая подружка», «ветхая лачужка», «вихри снежные», а также метафоры: «подружка бедной юности моей», «жужжанье своего веретена» и т.д.

 

В стихотворении поэт отражает свое текущее внутреннее состояние, навеянное вынужденным заточением. Кроме этого, Пушкин дает понять, как дорога ему няня, которая была для него родным человеком.

 

Именно любовь, которая приходит на помощь в самые тяжелые моменты жизни была и остается самой животрепещущей темой.

 

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

 

Лирика Пушкина отличается вольнолюбивым характером. Вспомните стихотворение «Узник», изученное в 6 классе. Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве поэта. Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов.

 

В своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен «горсткой извергов». Великий русский писатель-революционер А. И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. «Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно».

 

Пушкина с декабристами связывали очень теплые, дружеские отношения. Среди декабристов были И. И. Пущин и В. К. Кюхельбекер – друзья Пушкина по лицею.

 

Вместе с посланием «И. И. Пущину» с А. Г. Муравьевой, уехавшей в Сибирь к сосланному мужу Н. М. Муравьеву,  Пушкин передал декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

 

Лирический герой обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресаты, создавая обобщенный образ людей, пребывающих в ссылке. Он уверен, что действия и помыслы заточенных обязательно дадут свои плоды.

 

Адресант пытается подбодрить декабристов, говоря, что надежда найдет их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и «дружество». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они «падут», освобожденные снова смогут бороться за права, причем уже с поддержкой «братьев», которые были на свободе.

 

                                                         Несчастью верная сестра,

                                                         Надежда в мрачном подземелье

                                                         Разбудит бодрость и веселье,

                                                         Придет желанная пора:

 

                                                         Любовь и дружество до вас

                                                         Дойдут сквозь мрачные затворы,

                                                         Как в ваши каторжные норы

                                                         Доходит мой свободный глас.

 

Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей, пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырех катренов, которые продолжают содержание друг друга. Написано стихотворение – четырехстопным ямбом.


Контрольные вопросы 

 

  1. Что и почему любит поэт в облике Петербурга (на примере поэмы «Медный всадник»?
  2. Каково настроение стихотворения «Зимний вечер»?
  3. Что, по-вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым, «стремленье дум» – высоким, а свой голос – свободным?


А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика