Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»

Русская литература XX века

А.П.Платонов. «Юшка»

 

План урока

  • Из биографии писателя
  • Нравственные проблемы в рассказе
  • Образ Юшки

Цели урока

  • Знать: биографию А. П. Платонова и его программные произведения, галерею персонажей «Юшки»

Разминка

Как вы понимаете фразу «большое сердце»? Какой человек может иметь такое сердце?

Вступление

Произведения Андрея Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и черствость, помогая сделать правильные выводы. Произведения Платонова требуют работы мысли и сердца. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка».

 

«Юшка», как и многие произведения Платонова, описывают «странных» людей, не похожих на других, и которые окружающими не воспринимаются, как «себе подобные».

 

Этот рассказ поднимает такие человеческие проблемы, как человеческая грубость, взаимное уважение, сострадание к ближнему, прощение обид, вседозволенность и унижение слабых сильными.

 

Из биографии писателя

 

Андрей Платонович Платонов (1899–1951)

 

У Андрея Платоновича Платонова была сложная судьба. Это выражалось не столько в плане материального благополучия, сколько в том, что у мастера такого масштаба не было ни единой возможности публиковаться на родине. За ее пределами в то время его имя было никому не известно, хотя объемы и разнонаправленность его творчества впечатляли: из-под его пера, помимо романов выходили и рассказы, и пьесы и очерки. Имея рабочее происхождение и бунтарский революционный склад души, Платонов оставался человеком мирным и доброжелательным и не мог понять, «почему он не нужен своей земле».

В 1931 году он напечатал в журнале «Красная новь» повесть «Впрок», в которой рассказывалось о деревенской жизни во время коллективизации, и это привело к очень большим неприятностям. Книга не понравилась Сталину и вызвала негативный отклик со стороны чрезвычайно влиятельного литературного деятеля того времени А. А. Фадеева.

 

Платонов – не наследственная фамилия писателя, а литературный псевдоним. Настоящая фамилия – Климентов. Родился он на одной из рабочих окраин Воронежа. У него было десять младших братьев и сестер. Андрей был старшим ребенком слесаря и машиниста паровоза и домохозяйки. Отец был настоящим пролетарием, его добросовестный труд был дважды оценен родиной в виде присвоения ему звания Героя труда.

 

Первым произведением Платонова, вышедшим отдельным изданием в 1921 году, была «Электрификация». Через два года вышел сборник его стихов «Голубая глубина». В 1926 году издается повесть «Епифанские шлюзы», после которой имя Платонова стало узнаваемым. В это время, уже, будучи женатым, писатель перевозит семью в Москву и с головой погружается в работу.

 

На фронте писатель служил корреспондентом «Красной звезды», но не только авторучка была его основным оружием – он наравне со всеми принимал участие в боях. Он внимательно наблюдал за тем, как общаются между собой бойцы во время затишья, интересовался их бытом. В этих моментах он находил вдохновение для своих рассказов и военных очерков.

 

К сожалению, послевоенные годы оказались для писателя не самыми легкими – переписывание народных сказок одно время являлось единственным заработком.

 

Нравственные проблемы в рассказе

 

«Юшка» появился на свет в 1935 году – не самое легкое время в российской истории. То ли трудность периода, приближающаяся война, то ли какие-то другие причины, но публикация произведения была отсрочена. Издали «Юшку» лишь в 1966 году на страницах сборника Платонова «Избранное».

С первых строк рассказа автор знакомит нас с главным героем. Юшка мал ростом и худ, у него редкие седые волосы, сморщенное лицо, «глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Этого тихого, кроткого человека, помощника кузнеца, на самом деле зовут Ефим, но все называют его Юшкой. И кажется, что Юшка, плохо видевший, слабый, не пивший чай и не покупавший сахар, долгие годы носивший одну и ту же одежду, должен вызывать сочувствие. Но люди относятся к нему иначе. Дети поднимали с земли ветки, камешки, бросали их в Юшку. Они не понимали, почему он не сердится на них, не злится, и старались сделать ему больно. Чем объясняется такое поведение детей? Как известно, дети очень часто повторяют поступки старших. Взрослые же вымещали на Юшке свои обиды, злобу, ожесточались еще больше, видя, что он кротко переносит все это, что он так непохож на них: «И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Почему же так жестоки безымянные герои рассказа?

 

Юшка не был похож на других, это и злило людей. Он жил не так, как они: трудился, никого не обижал, не пьянствовал, вся жизнь его подчинена одному: помочь сироте не сгинуть в безумном потоке пьянства, разврата, нищеты.

 

Почему прохожий толкнул Юшку и спокойно «ушел домой

пить чай», оставив умирающего человека? Ответ на этот вопрос дает сам Юшка: «Сердце в людях бывает слепое». Эти словосочетание – «слепое сердце» – как нельзя лучше характеризуют героев рассказа. Если у человека слепое сердце, значит, он не хочет понимать другого, не испытывает ни жалости, ни сочувствия, не жертвует собой, сам не творит добро и не замечает, когда добро делают другие.

 

Образ Юшки

 

Юшка совершенно беззлобный человек. Из-за слишком покладистого нрава односельчане считают Юшку дурачком, юродивым. Он много работает, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, ведет очень скромный образ жизни. Все его лишения ради заботы о другом человеке. Вот такое сверхъестественное благородство проявляет бедный, слабый, больной человек. Он не просит взамен ничего: ни общественного признания, ни почестей, ни даже простой благодарности.

Юшке живется очень тяжело, люди, терзающие его, не понимают его смирения и любви. Но все же случается, что Юшке дышится вольнее, что отдыхает не только его больная грудь, но и душа. Это происходит на природе. «В июле или в августе месяце Юшка ... уходил... из города». Он дышал благоуханием цветов, трав, «слушал голос рек», он целовал цветы, стараясь на них не дышать, чтобы не погубить своим дыханием. Только здесь, на природе, «где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам». С теплотой он относится не только к людям, но и к бабочкам, жукам и даже к цветам. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво…»

Даша, дочь хозяина кузницы, жалела Юшку, но и она замечала: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?» А Юшка осознавал ценность каждого человека в мире и свою ценность, не понимал, зачем ему нужно умирать, ведь он родился, чтобы жить: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» –восклицает он, «осерчав». 

 

Но у Юшки отняли и то единственное, что у него было, – жизнь. Юшка умер, став жертвой людской слепоты. Если раньше всех

раздражала безответность, покорность Юшки, то теперь прохожему не понравилось, что Юшка «заговорил». «Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. – Я сам помудрей тебя. Ишь,

разговорился, я тебя выучу уму!».  Прохожего возмутило, что

Юшка считает себя равным ему. Действительно, они неравны.

Но не потому, что Юшка – «юрод негодный», «божье чучело»,

а потому, что он неизмеримо богаче духовно. Проститься с Юшкой пришли все те, кто «потешался над ним и мучил его при жизни». Но, похоронив Юшку, люди о нем забыли. 

 

Писатель говорит о торжестве добра и человечности. Любовь Юшки нашла отклик в другой душе. В том, что девушка стала

врачом, что она облегчает страдания больных и утешает их, –

заслуга Юшки. В городе Юшку позабыли, и все же он словно

продолжает жить. Он был прав, сказав: «Я тоже всему свету нужен». Можно сказать, что Юшкина красивая душа продолжает жить в его приемной дочери. Врача называют «дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью». Наверное, такому скромному, незаметному человеку, как Юшка, и неважно было, станут ли помнить о нем в городе. Гораздо нужнее, чем память после смерти, для него были теплота и участие при жизни.

 

Платонов выступает в защиту маленького человека. Он утверждает его право жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами.


Можно ли Юшку назвать героем с большим сердцем? Почему?  


Практическая работа

 

Тест (по рассказу «Юшка»)

 

1) Слова Б. Л. Пастернака «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух

добра» можно отнести:

 

а) к Юшке

б) Даше, дочери кузнеца

в) детям

 

2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому

что:

 

а) был пуглив от природы

б) был очень добр по природе

в) притерпелся к человеческой жестокости

 

3) «Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы». Это сказано:

 

а) об Акимыче

б) о кузнеце

в) о Юшке

 

4) Автор:

 

а) презирает Юшку за непротивление злу

б) считает его нравственным человеком, т. к. он побеждает зло добром

в) жалеет

 

5) Странность Юшки объясняется:

 

а) его незащищенностью

б) безотказностью

в) безграничной добротой

 

6) «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:

 

а) ушел добрый человек, терпеливый к слабостям других

б) не на ком стало срывать зло и обиду

в) это был человек, который брался за всякую работу

 

7) Юшка оставил после себя:

 

а) память о своем трудолюбии

б) девушку-сироту, которую он выучил

в) память о своей безответственности

 

8) Жанр произведения:

 

а) очерк

б) повесть

в) рассказ

 

9) Название произведения

 

а) указывает на главного героя

б) определяет его тематику

в) имеет обобщающий смысл


Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

б

в

а

б

в

а

М. Горький. «Детство»

Русская литература XX века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История