Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сословия в XVII в.: верхи общества. Сословия в XVII в.: низы общества

История России в 16-17 веках

Сословия в XVII в. Верхи общества

Разминка

  • Как называли главу уезда приграничного города?
  • Как называлась административно-территориальная единица, часть уезда?
  • Какой вид земледелия был наиболее распространен в Российском государстве?

План урока

  • Служилые люди
  • Требования дворянства
  • Служилые люди «по прибору»
  • Духовное сословие

Цели урока

  • Познакомить с сословной структурой российского общества в XVII в.
  • Знать права и обязанности каждого из сословий
  • Уметь находить особенности положения каждого из сословий по сравнению с XVI в.

Вступление

До XVI в. боярство было высшим сословием в российском обществе. Именно бояре занимали руководящие государственные должности. В XVI в. появились дворяне – господствующий слой служилых людей. Какие изменения в социальной структуре высших сословий принес XVII в.?

Служилые люди

 

Служилые люди – это категория лиц, состоящих на службе государю, они имели место быть, начиная с XIV по XVIII вв. Другое их название – государевы люди. Служба была военной или административной, имела особые привилегии: вознаграждение земельными наделами, титулами, позднее некоторым стали выдавать поместное жалование (рис. 1).


Вспомним, что такое сословие.


Сословие  это большая группа людей, чьи права и обязанности передаются по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные.


Рис. 1. Смотр служилых людей Рис. 1. Смотр служилых людей

К первому, господствующему сословию в Российском государстве, относятся бояре и дворяне. Причем роль вторых на протяжении XVI–XVII вв. существенно возросла. И в конце-концов, дворяне были приравнены к боярам после окончательной отмены местничества в 1682 г. Первоначально термин «дворянин» в России означал чин, а не титул, как «боярин». Ввиду этого структура российского дворянства XVII в. была достаточно сложной.


Служилые люди в целом делились на два вида: служилые «по прибору» и служилые «по отечеству». Служилые люди «по отечеству» – бояре и дворяне – получали землю с крестьянами по наследству или за военную службу. Служилые люди «по прибору» – стрельцы, пушкари, казаки – получали за службу денежное жалованье, могли заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Все они не платили налоги.

Привилегированные сословия

 

Таблица 1. Верхи общества

 

Сословие 

Правовое положение

Состав

Обязанности

Изменения в положении

Первое сословие (феодалы)

Бояре 

Владельцы вотчин (владели и распоряжались землей по наследству

Обязаны служить царю как вассалы

Укрепление прав на землю и подвластных крестьян. К концу XVII в. владели 10 % земли 

Первое сословие (феодалы)

Дворяне

Владельцы поместий (владели поместьем за исполнение государевой службы)

Несли государственную службу за жалование землей

Закрепление прав на землю и подвластных крестьян. К концу XVII в. владели 60 % земли

Рис. 2. Дворянин и боярин Рис. 2. Дворянин и боярин

За период XVII в. значение родового боярства в России уменьшается. Многие старые боярские роды сильно пострадали в ходе опричнины и Смуты. Так же, к концу XVII в., многие знатные боярские роды просто вымерли. Ещё в XVI в. возникает звание боярина – высший чин среди служилых людей, то есть среди дворян. Постепенно дворянство наделяется правами, схожими с родовыми боярами (см. табл. 1 и рис. 2). 


Главной обязанностью служилых людей по отечеству являлась пожизненная военная служба. Это было сложное и опасное дело. Служили обычно до глубокой старости, даже порой находясь в седле в 70–75-летнем возрасте. В документах разрядного приказа находилось немало свидетельств о том, что служили по «60 лет и больше», израненные, лишившись ушей, носа. Если можешь сидеть в седле и держать саблю или копье, значит можешь служить. Все это обеспечивала поместная система, которая не позволяла дворянину оставить службу из-за боязни конфискации поместья. Порой дворянина меняли его дети. Тогда престарелый отец мог попросить «отставить его от службы за старостью и увечьями». При этом вместо себя написать на службу сына. Но и боязнь потерять поместье не всегда удерживала дворянина от неявки на службу. Таких дворян называли нетчиками. Неявка на службу каралась по-разному. Это могло быть наказание батогами и лишение поместья или уменьшение денежного оклада. 

Среди служилых людей по отечеству тоже существовала своя иерархия. Низшую ступень занимали городовые (уездные) дворяне с небольшим жалованием и количеством земли. Высшую ступень занимали дворяне, составлявшие Государев двор. Их жалование и размеры земельных владений были значительно выше. 

 

Требования дворянства

 

Служилые люди всегда были опорой государства, так как именно они отвечали за его безопасность и исполняли все административные функции, позволяющие стране жить и работать. Поэтому к требованиям служилых людей необходимо было прислушиваться. Чего же требовали дворяне? Прежде всего – новых поместий и вотчин. И обеспечить дворян этой землей должно было государство. Кроме того, дворяне жаждали быть полными хозяевами в своих имениях. Это было достижимо для вотчинника и труднее для помещика, который владел поместьем до тех пор, пока служил. Помещик был ограничен в праве продажи земли или передачи её по наследству. Существование двух форм собственности (поместной и вотчинной) разъединяло правящий слой. Дворянство мечтало об уравнении в правах помещиков и вотчинников.

 

На той земле, которой владели дворяне, должны были трудиться крестьяне, иначе земля теряла свою ценность. А значит, первое сословие стремилось к полному закрепощению крестьян. 

 

Ещё одно фундаментальное требование возникало из-за противоречий внутри дворянского сословия. 

 

Дворяне жаждали уравняться в правах, получать доступ к высшим чинам и прибыльным должностям. Провинциальные служилые люди жаждали уравняться в правах с московским дворянством, получить доступ к высшим чинам и прибыльным должностям.

 

Необходимо отметить, что в условиях абсолютной монархии служилые люди были бесправны. Не случайно в своих челобитных знатные люди уничижительно называли себя «государевыми холопами». Но «государев холоп» в своей деревне сам превращался в настоящего государя. Внутри своих владений феодал судил и наказывал принадлежащих ему крестьян. Исключение делалось лишь в случае совершения крестьянином особо тяжких преступлений. Таким образом, каждая вотчина и поместье в миниатюре повторяли общественное устройство.

 

Служилые люди «по прибору»

Рис. 3. Пушкарь Рис. 3. Пушкарь

Это категория людей, добровольно пошедших на военную службу. Служилые люди «по прибору» составляли главное ядро русского войска. Набирались из свободных людей: городского населения, обнищавших дворянских семей и частично из крестьянства. 

 

В число служилых «по прибору» входили: стрельцы, пушкари и затинщики, воротники, казаки (рис. 3). Служилые люди «по прибору» несли военную службу, были лично свободными и освобожденными от большинства государственных налогов и повинностей. Селились в городах слободами и наделялись мелкими земельными участками казенной земли, причем их земельные наделы весьма схожи были с тяглыми наделами посадских людей. 

Служилые "по прибору", будучи землевладельцами, но не имея крестьян или холопов-работников, сами обрабатывали землю и промышляли своими руками. Часть их обладала некоторыми привилегиями в торгово-ремесленных занятиях. За службу служилые люди «по прибору» получали от правительства жалование: денежное, земельное и, в районах колонизации, натуральное («хлебное»). 

Рис. 4. Стрельцы Рис. 4. Стрельцы

Самой многочисленной группой служилых «по прибору» были стрельцы (рис. 4).

 

Стрельцы были московскими и городовыми. Придворное положение московских стрельцов определяло и их служебные обязанности. Стремянные стрельцы несли ежедневно охрану царского дворца. Пешие стрельцы несли в Москве караульную службу, переменяясь по неделям. Московские стрельцы посылались также в другие города для усиления местных гарнизонов. В военное время стрельцы принимали участие в походах и боевых действиях в составе войска. Городовые стрельцы располагались гарнизонами, численностью от 20 до 1000 человек, преимущественно в пограничных городах. 

Рис. 5. Казачество Рис. 5. Казачество

Особым военным сословием России XVII в. было казачество. В нём состояло население ряда окраин страны. Основной задачей казаков была охрана границ государства. За это они получали ряд привилегий. Среди них – cамоуправление. Казаки были полностью свободны в организации своего управления, внешней политики, суда (рис. 5).

 

Казацкая община решала важные вопросы на общем собрании, который назывался круг. Там же выбирался глава общины – атаман и старшина – фактически, аппарат управления общиной.

Основную часть доходов казачество получало от государства жалование и снаряжение, а от военных походов добыча и трофеи.


Духовное сословие

Рис. 6. Духовенство Рис. 6. Духовенство

Важным сословие российского общества являлось духовенство (рис. 6).Его численность превышала 100 тысяч человек.

 

В России XVII в. насчитывалось около 15 тысяч церквей. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли духовенству множество привилегий и во многом шли на уступки. 

Рис. 7. Черное и белое духовенство Рис. 7. Черное и белое духовенство

Духовенство было разделено на черное и белое (рис. 7). Последнее составляли священники, которые не принимали монашеский обет. Иными словами, белые священники могли жениться и заводить детей. Представители черного духовенства – монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утверждалось в своих намерениях. У белого и черного духовенства имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. 

Рис. 8. В монастыре Рис. 8. В монастыре

Также к концу XVII в. сложилась строгая иерархическая лестница в духовном сословии (рис. 8). 

Для белого духовенства она выглядит так:

Схема 1. Иерархия белого духовенства Схема 1. Иерархия белого духовенства

Для черного духовенства так:

Схема 2. Иерархия черного духовенства Схема 2. Иерархия черного духовенства

Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия – его нельзя было судить.

 

Привилегированные сословия

 

Таблица 2. Духовенство

 

Сословие 

Состав

Правовое положение

Обязанности

Изменения в положении

Духовенство

Белое 

Служили в приходах

Церковь – самостоятельная организация, ей принадлежало около 15 % земли в стране

Увеличение численности – около 110 тыс. человек

Первое сословие (феодалы)

Черное 

Проживали в монастырях

Увеличение численности – около 8 тыс. монахов в монастырях. Запрет на увеличение церковных земельных владений 

 

Неоднородное по происхождению, духовенство было неоднородным и по своему положению. Высшее духовенство сильно отличалось от низшего и по доходам, и по образу жизни. Многие архиереи вели себя как настоящие вельможи, самоуправно распоряжаясь многочисленными слугами и подчинённым им духовенством. В их распоряжении были немалые средства, складывающиеся из доходов епархий и владычьих сёл. Современники не без основания обвиняли таких пастырей в забвении своих обязанностей и христианских заповедей.

 

Православная церковь являлась крупным феодалом. Поэтому государство стремилось ограничить её влияние и могущество (см. табл. 2).


Контрольные вопросы

 

1. Какое сословие становилось главной опорой царской власти в XVII в.?

2. Какой священнослужитель возглавлял иерархию Русской Православной Церкви?

3. Система замещения высших должностей по знатности рода, отменённая в 1682 г., называлась?


Ответы

  1. Дворянство
  2. Патриарх
  3. Местничество

Борьба за власть в 1530—1540-е гг. Начало правления Ивана IV

История России в 16-17 веках
  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История