Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Информационные процессы. Хранение и передача информации

Общие понятия и основы информатики

Информационные процессы. Хранение и передача информации

План урока

  • Хранение информации
  • Передача информации
  • Информационные процессы в живой природе и технике

Цели урока

  • Знать определения основных понятий темы: «информационные процессы», «хранение информации», «передача информации», «источник информации», «канал связи», «кодирующее и декодирующее устройства»
  • Знать виды информации
  • Знать свойства информации
  • Уметь приводить примеры информационных процессов в живой природе, в технике

Разминка

  1. Что в информатике называют информационными процессами?
  2. Перечислите основные виды информационных процессов.
  3. Подберите примеры ситуаций, в которых информация: создается, обрабатывается, копируется, запоминается, упрощается, передается, ищется.

Информационные процессы. Хранение информации

 

В предыдущих параграфах мы узнали, что информационными процессами называют процессы, которые связаны с изменением информации или действиями с использованием информации (Рис.1).

Рис.1. Информационные процессы Рис.1. Информационные процессы

 

История человечества показывает, что были придуманы разнообразные способы хранения информации – наскальные рисунки, описывающие жизнь и быт первобытных людей, рукописи и тексты на папирусе, берестяные грамоты. Технический прогресс позволил расширить перечень средств для хранения информации – информацию можно записать, а значит сохранить, с помощью диктофона, с помощью фотоаппарата или видеокамеры можно сохранить изображения, компьютер, который способен сохранять огромное количество различной информации и др.

 

С помощью переноса информации на носитель – материальный объект осуществляется хранение информации. Зафиксировать информацию (сведения) на некотором носителе означает сохранить информацию


Это интересно!
 

Исследования показывают, что бумага остается основным носителем информации на протяжении нескольких столетий! Причинами тому являются: дешевизна изготовления, прочность, долговечность, удобство в использовании.

 

Первые способы получения бумаги отрабатывались на протяжении длительного времени. Известны довольно ранние (868 н.э.) китайские оттиски на бумаге с искусно выполненных на религиозные темы резных изображений по дереву. Производить бумагу в Европе начали в середине 12 в. н.э.

 

Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов; делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем». При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Пальмовые и др. листья, кора деревьев служили писчим материалом с незапамятных времен. На бересте – коре березы белой люди оставляли послания металлическими заостренными «писалами» (Рис.2).

Рис.2. Примеры первых писчих материалов Рис.2. Примеры первых писчих материалов
Вероятно, первым из материалов, на котором люди стали высекать сначала идеографические изображения, а позже – условные символы, слоговые знаки и буквы, был камень. Обитатели древней Месопотамии выдавливали знаки и буквы на сырых заготовках глиняных кирпичей и табличек различных габаритов; делали они это костяным стержнем с клиновидным острием, а после нанесения символов глину обжигали. Медь, свинец, латунь и бронза в античном мире тоже служили писчими материалами. На листах из свинца и других металлов фиксировались договоры, законы и союзы. Книги в виде набора деревянных таблиц (в основном из срезов самшита или лимонного дерева) существовали задолго до времен Гомера (9 в. до н.э.). Поверхность таких таблиц обычно покрывали тонким слоем воска, мела или гипса, и буквы процарапывали с помощью металлического или костяного стержня, именовавшегося «стилем». При таком способе письма тексты можно было исправлять, нанося в нужных местах новый слой покрытия. Пальмовые и др. листья, кора деревьев служили писчим материалом с незапамятных времен. На бересте – коре березы белой люди оставляли послания металлическими заостренными «писалами» (Рис.2).


Человек может хранить информацию в собственной памяти (в уме). Сохраненные в памяти знания могут быстро быть воспроизведены (домашний адрес, таблица умножения, выученная еще начальной школе, и др.). Свою память человек может назвать внутренней памятью . Однако, не всегда удается запомнить и сохранить все знания в своей внутренней памяти, для этого используют внешнюю память – информация, сохраненная на внешних носителях (бумаге, дисках, книгах, флешках и т.д.). Информация, сохраненная на внешних носителях, как правило, хранится дольше и надежнее.

 

Передача информации

 

Распространение любой информации между людьми происходит во время ее передачи – в процессе разговора, рекламные объявления, при чтении книг, просмотре телевизора, разговора по телефону, через переписку в социальных сетях. 

 

Процесс передачи информации можно оформить в виде схемы (Рис.3).

Рис.3. Процесс передачи информации Рис.3. Процесс передачи информации

Источник информации передает информацию, а приёмник ее получает. Но процесс передачи не так прост, как кажется. На самом деле, изначально информация от источника поступает в кодирующее устройство, чтобы в нем преобразовать информацию в более удобную форму для передачи. Далее закодированная информация проходит через канал связи – канал передачи информации, чтобы поступить к приёмнику, в котором есть декодирующее устройство, преобразующее закодированную информацию в исходную форму.


Пример 1
 

При телефонном разговоре источником и приёмником информации выступают люди, каналом связи – телефонная связь. 

 

Иногда информация может искажаться и теряться из-за помех на линии связи или плохого качества канала связи.


Информационные процессы в живой природе и технике

 

Только ли жизнь человека связана с информацией и информационными процессами?

 

Наука подсказывает, что информационные процессы характерны и для живой природы – животные, так же как и человек, обладает памятью. Они помнят место своего обитания, место охоты, а домашние животные различают «своих» от чужих. Обоняние помогает животным, несет ценную для них информацию. Опадение листвы осенью или цветение деревьев – всё это происходит в результате изменения информации.

 

И в технике встречаются информационные процессы – электронный термометр способен различать температуру здорового человека и человека с повышенной температурой тела, о чем он и сигнализирует специальным звуковым эффектом. Существуют станки, приборы, техника, запрограммированная под определенные действия. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берёт на себя само техническое устройство (кондиционер).

 


Контрольные вопросы
 

1. Чем отличается внутренняя память от внешней памяти? Есть ли у вас устройства внешней памяти? Назовите их.

2. Может ли один и тот же человек выступать в роли источника и приёмника информации? Приведите пример.

3. Приведите примеры, когда вы были источником информации/приёмником информации. Кем чаще вам приходится быть?

4. Вы читаете учебник информатики. Рассмотрите эту ситуацию, используя данный параграф, и назовите источник информации, кодирующее устройство, канал связи, декодирующее устройство и приёмник информации.


 

 

Всемирная паутина как информационное хранилище

Общие понятия и основы информатики

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика