Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Роль животных в природных сообществах

Животные

Роль животных в природных сообществах

План урока

  1. Природные сообщества;
  2. Цепи питания;
  3. Роль живых организмов в круговороте веществ.

Цели урока

  • Знать о видах природных сообществ;
  • Знать место и роль животных в природных сообществах;
  • Уметь составлять цепи питания.

 

Природные сообщества 

 

Ни один организм на Земле не способен к самостоятельному изолированному существованию. В лесу на деревьях живут насекомые, питающиеся корой и листьями. А в кроне дерева гнездятся птицы, уничтожающие насекомых. Под деревьями совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. В зависимости от внешних условий живые существа образуют природное сообщество, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и представляет большую ценность для биосферы.


Природным сообществом или биоценозом называют комплекс живых организмов, которые приспособились к условиям жизни на определённой местности, при этом они влияют друг на друга и на окружающую среду.


Рис. 1. Лес Рис. 1. Лес

Природные сообщества могут иметь разные масштабы, из более крупных – это материки, океаны. Более узкими сообществами являются, например лес, озеро и т.п. И даже меньше - пень, лужа и др. 

Процесс возникновения природных сообществ происходит естественно, независимо от человека, поэтому их и называют естественными (Рис. 1). 

Рис. 2. Сад Рис. 2. Сад

Сообщества, которые создают люди, называются искусственными (Рис. 2). 

Например, огород, сад, аквариум, поле. В природном сообществе живые организмы связаны не только между собой, но и со средой обитания. 

 

Важным признаком биогеоценоза является осуществление круговорота веществ.

Цепи питания 

 

Основу биоценоза составляют пищевые связи или цепи между различными организмами. 


Пищевая цепь - ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.


В любой пищевой цепи все живые организмы можно разделить на три группы: 
 

  • Продуценты (производители) - это зелёные растения, они производят органические вещества в процессе фотосинтеза. Часть образованных веществ растения расходует в течение своей жизнедеятельности, часть откладывает про запас.
  • Консументы (потребители) - это организмы, которые потребляют органические вещества, произведенные зелёным растениями. Сами органические вещества, богатые питательными веществами, служащие источником энергии, потребители создавать не могут. Они их получают в готовом виде, потребляют, отсюда и название – потребители. К потребителям относят растительноядных, всеядных и хищных животных.
  • Редуценты (разрушители) – разрушители трупов. К ним относятся многочисленные микроскопические бактерии, грибы, а также почвенные черви, жуки-могильщики и некоторые другие животные, которые питаются мертвыми растительными и животными останками. В результате их деятельности органические вещества превращаются в минеральные, возвращаются в почву. Эти минеральные вещества могут вновь усваиваться растениями. Так происходит круговорот веществ.


Определите живые организмы в группы: «Продуценты», «Консументы», «Редуценты».

 

Мышь полёвка, снежный барс, семена кедра, лягушка, паук-серебрянка, подосиновик, дождевой червь, клевер, пшеница, полярная сова. 


Рис. 3. Пример пищевой сети Рис. 3. Пример пищевой сети

Обычно цепи питания состоят из 3-5 звеньев. Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т.е. с зелёных растений. Второе звено цепи – травоядные организмы, затем хищники. Например, лист яблони - гусеница - синица. В пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему. Однако, лист растения могут есть и гусеницы и слизень, а гусеница может стать пищей для жука, так и лакомством для птицы, которая может съесть и самого жука. Поэтому в природных сообществах складываются не пищевые цепи, а пищевые сети (Рис. 3).

Роль живых организмов в круговороте веществ 

 

Круговорот веществ и превращение энергии являются основой существования природных сообществ. Деятельность живых организмов сопровождается извлечением из окружающей среды больших количеств минеральных веществ. После смерти организмов химические элементы возвращаются в окружающую среду. Так возникает биогенный (с участием живых организмов) круговорот веществ в природе, то есть циркуляция веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и живыми организмами. 


Круговорот веществ – это повторяющийся процесс превращения и перемещения веществ в природе, имеющий более или менее выраженный циклический характер. 


Благодаря деятельности фотосинтезирующих организмов (растения, некоторые бактерии) сформировалась современная атмосфера и защитный озоновый слой. Переработка редуцентами органических остатков определила состав и структуру почвы. В значительной мере животные и растения определяют также содержание различных веществ в гидросфере (особенно в небольших по размеру водоемах). 

 

Некоторые организмы способны избирательно поглощать и накапливать определенные химические элементы – кремний, кальций, иод, серу и т.д. Результатом активности живых существ являются отложения известняков, железных и марганцевых руд, запасов нефти, угля, газа. Растения и животные участвуют в круговороте воды. 

 

Растения извлекают ее из почвы и испаряют в атмосферу. Часть воды в клетках растений расщепляется в процессе фотосинтеза. При этом водород фиксируется в виде органических соединений, а кислород поступает в атмосферу. Животные потребляют воду для поддержания осмотического и солевого равновесия в организме и выделяют ее во внешнюю среду вместе с продуктами обмена веществ.

Рис. 4. Круговорот углекислого газа Рис. 4. Круговорот углекислого газа

Растения и животные принимают участие в круговороте углекислого газа. Растения усваивают его и запасают в виде органических соединений (в первую очередь глюкозы). Другая часть атмосферного углекислого газа растворяется в воде морей и океанов, а затем в форме ионов угольной кислоты может захватываться животными – моллюсками, кораллами, губками, и используют его для построения раковин и скелетов (Рис. 4). Результатом их активности может быть образование осадочных пород (известняков, мела и других).


По рисунку 4 проследите путь углекислого газа. Составьте рассказ по нему. 


Таким образом, из множества связанных друг с другом круговоротов отдельных биогеоценозов складывается установившийся за многие миллионы лет глобальный биогеохимический круговорот веществ биосферы, поддерживающий устойчивость жизни на планете.


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое природное сообщество?
  2. Из каких звеньев состоит цепь питания?
  3. Чем цепь питания отличается от сети питания?
  4. Как живые организмы принимают участие в круговороте веществ?


Основные этапы развития животного мира на Земле

Животные

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика