Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Конспект урока: Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте

Морфология

24.08.2025
0
0

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте

План урока

  • Вид глагола
  • Правописание суффиксов глаголов
  • Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте

Цель урока

  • Знать совершенный и несовершенный вид глагола
  • Уметь определять вид глагола, подбирать видовую пару глаголу, определять правописание суффиксов глаголов

Вид глагола

 

Глаголы в русском языке обладают категорией вида, которая указывает на завершённость или незавершённость действия.

 

Сравните: 

 

покричать — покрикивать 

сдать — сдавать 

добыть — добывать 

изучить — изучать 

обидеть — обижать 

 

Даже у таких слов, как закончить — заканчивать, начать — начинать, тоже есть оттенки завершённости или незавершённости действия: дети уже закончили рисунок (действие завершено) или только заканчивают рисунок (действие в процессе завершения, но ещё не окончено).

 

Определить вид несложно: достаточно задать вопрос к глаголу.

 

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? что делай?, относятся к глаголам несовершенного вида: говорить, воспитывает, готовил, учи…

 

Глаголы, которые отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал? что сделай?, относятся к глаголам совершенного вида: сказать, воспитает, приготовил, выучи... 

 

Обычно глаголу одного вида соответствует глагол другого вида, они образуют видовую пару


Видовая пара — это два однокоренных глагола, которые обозначают одно и то же действие, но отличаются друг от друга видом.


Сравните:

 

задерживать (что делать? – н.в.) — задержать (что сделать? – с.в.)

 

встречать (что делать? – н.в.) – встретить (что сделать? – с.в.)

 

толкать (что делать? – н.в.) – толкнуть (что сделать? – с.в.)

 

Обычно глаголы, образующие видовую пару, отличаются суффиксами. 

 

Иногда в глаголах видовой пары может происходить чередование в корне слова:

 

сжигать (н.в.) — сжечь (с.в.)

 

собирать (н.в.) — собрать (с.в.)

 

запирать (н.в.) — запереть (с.в.)

 

Иногда глаголы видовой пары отличаются ударениями: 

 

вырезАть (н.в.) — вЫрезать (с.в.)

 

Иногда видовую пару образуют глаголы с разными корнями: 

 

говорить (н.в.) — сказать (с.в.)

 

класть (н.в.) — положить (с.в.)

 

Путать их и смешивать слова видовой пары между собой — это ошибка: сказать — говорить, разговорить — разговаривать — это 4 самостоятельных слова, которые имеют свои формы:

 

сказать — скажу, сказал, скажи…;

 

говорить — говорю, говорил, говори…; 

 

разговорить — разговорю, разговорил, разговори…;

 

разговаривать — разговариваю, разговаривал, разговаривай...
 

Правописание суффиксов глаголов

 

Суффиксы -ива-/-ыва- и -ева-/-ова- образуют глаголы несовершенного вида: что делать? — беседовать, заканчивать.

 

Для того чтобы выбрать нужное написание, необходимо изменить форму слова: поставить глагол в форму 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени (я что делаю? я что сделаю?).

 

1. Если в данной форме суффикс остается на месте, то пишем 

-ива- или -ыва-

 

разыгрывать – разыгрываю;

 

опаздывать – опаздываю.

 

2. Если суффикс выпадает и глагол оканчивается на –ую или 

–юю, то нужно писать -ова- или -ева-

 

завидовать – завидую;

 

участвовать – участвую.
 

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте


Видо-временная соотнесённость глагольных форм – это использование в предложении глаголов в форме одного времени и вида.


Пример:

 

Часто во время зари я глядел (прош. вр., несов. вид) на снега и далёкие льдины утёсов; они так сияли (прош. вр., несов. вид) в лучах восходящего солнца <…> и возвещали (прош. вр., несов. вид) прохожему утро. (М. Лермонтов)

 

При нарушении видо-временной соотнесённости глагольных форм возникают грамматические ошибки:

 

1) Употребление глаголов в разных видовых формах, например: Нужно помогать талантливым ученикам развиваться (несов. вид) и проявить (сов. вид) свои способности.

2) Употребление глаголов в разных временных формах, например: Туман сгущался (прош. вр.), и его пелена окутывает (наст. вр.) очертания гор.


Контрольные вопросы

 

  1. Как определяется вид глагола?
  2. Что означает совершенный вид глагола?
  3. Что означает несовершенный вид глагола?
  4. Приведите примеры видовых пар.
  5. Расскажите об особенностях правописания -ива-/-ыва- и -ева-/-ова-.


Предыдущий урок
Степени сравнения качественных имён прилагательных
Морфология
Следующий урок
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Часть 3
Морфология
  • Каменный уголь и его переработка

    Химия

  • Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Петербургские повести. «Невский проспект»

    Литература

  • Нефть и способы её переработки

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке