Вы хорошо знаете, что такое текст и из каких компонентов он состоит. На этом уроке мы рассмотрим один из важнейших способов работы с текстом – составление плана.
Желаем вам успехов в освоении нового материала!
- Информационная переработка текста
- Виды планов
- Знать способы информационной переработки текста, виды планов
- Уметь составлять различные виды планов
Информационная переработка текста
Под информационной переработкой текста понимают процесс извлечения нужной информации из текста-источника. Результатом такой переработки становятся планы, тезисы, рефераты, конспекты, изложения, пересказ и т. д. Все эти виды информационной переработки текста позволяют сократить исходный текст, видоизменить его, чтобы передать содержание в нужной форме.
Созданный на основе текста-источника новый текст называют вторичным. Именно составление плана текста является одним из первостепенных способов его информационной переработки.
Виды планов
Составление плана помогает лучше понять текст, выделить главную информацию в нём, запомнить его содержание, подготовиться к сжатому изложению. План может быть простым (когда в каждом пункте плана прослеживается последовательность следования микротем текста) или сложным (когда одна мысль или одна микротема раскрывается через несколько других).
Чтобы составить план, нужно внимательно прочитать текст, определить значения незнакомых слов, мысленно выделить при чтении важные моменты. Можно попробовать озаглавить каждую часть текста.
Существуют также следующие виды планов:
- назывной, который состоит из опорных слов и словосочетаний каждого абзаца и оформляется как предложение с одним главным членом – подлежащим;
- вопросный, который состоит из вопросительных предложений к каждому абзацу (микротеме);
- тезисный, который составляется из тезисов (основных положений) каждой части текста.
Помните, что составить план текста – это значит выделить микротемы и их расположение по отношению друг к другу, порядок следования каждой части.
Пример текста
Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят, по сравнению с этой благодатной, душистой весной!
Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.
Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами (по К. Г. Паустовскому).
Планы к тексту К. Г. Паустовского
Назывной план
|
Вопросный план
|
Тезисный план
|
1. Духовное богатство Андерсена.
2. Суровая действительность жизни Андерсена. 3. Оценка жизненного пути писателя.
|
1. В чём заключалось духовное богатство Андерсена? 2.Какова была суровая действительность жизни писателя-сказочника?
3. В чём уникальность жизненного пути Андерсена?
|
1.Андерсен был внутренне богатым человеком: 1) не тратил свою жизнь на борьбу с невзгодами; 2) ценил красоту окружающего мира. 2.Действительность была сурова к Андерсену: 1) «его замалчивали, на него клеветали»; 2) над ним насмехались за то, что он был сыном сапожника и ставил творчество выше богатства.
1) он «не был усыпан цветами»; 2) в то же время писатель умел увидеть и услышать то, чего не замечали другие люди.
|
Обратите внимание, что в данной таблице назывной и вопросный планы являются простыми, а тезисный – сложным.
Контрольные вопросы
- Какие виды информационной переработки текста вы знаете?
- Для чего может быть полезно составление плана?
- Перечислите виды планов.