Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Основные способы образования слов в русском языке

Морфемика и словообразование

08.10.2025
0
0

Основные способы образования слов в русском языке

Появление новых слов в русском языке, как вы уже знаете, является результатом не только заимствования их из других языков, но образования новых с помощью различных способов. 

 

Желаем вам успехов в изучении нового материала!

План урока

  • Основные способы образования слов
  • Словообразовательный анализ слова

Цель урока

  • Знать способы словообразования, план словообразовательного разбора слова
  • Уметь выполнять словообразовательный анализ слова

Основные способы образования слов

 

В русском языке более 150000 слов, но, по словам лингвистов, не так уж много частей слов: около 5000 корней, 500 суффиксов и 100 приставок. Образование новых слов происходит при помощи сочетания корней, суффиксов и приставок, однако сочетаются они не хаотично, а по моделям, которые существуют в языке и помогают догадываться о значениях даже неизвестных слов.

 

Сравните:

 

  • модель ______ + -ят- (-а) помогает образовывать слова со значением «детёныши животных»: телята, поросята, бобрята, моржата и т. п.
  • модель ______ + -ист- (-ый) помогает образовывать слова со значением «имеющий качество...»: болотистый, бугристый, ветвистый и т. п.
  • модель ______ + -ист (-) помогает образовывать слова со значением «профессия, род деятельности, занятие»: гитарист, программист, оптимист и т. п.

 

Модели (схемы), по которым образуются слова с особым значением и грамматическими характеристиками, называются словообразовательными моделями языка.

 

Новые слова могут образовываться морфологическим и неморфологическим способами.
 

Морфологические способы образования:

 

  • Приставочный (гладить – погладить);
  • Суффиксальный (камень – каменщик);
  • Приставочно-суффиксальный (стакан – подстаканник);
  • Бессуффиксный (бежать – бег);
  • Сложение (вода + о + возить – водовоз).

 

Самым продуктивным способом словообразования является суффиксальный: с его помощью образовано более 47 % слов в нашем языке.

 

Основным неморфологическим способом является переход их одной части речи в другую (гостиная комната (прил.) – новая гостиная (сущ.)). Также известны такие неморфологические способы образования новых слов, как сращение (от словосочетания наречия и прилагательного вечно зелёный появилось прилагательное вечнозелёный) и образование омонимов (кулак (сжатые пальцы) – кулак (сословие крестьян, крепких хозяйственников)).
 

Словообразовательный анализ слова

 

При словообразовательном разборе необходимо сначала определить лексическое значение слова, затем сравнить основу данного слова с основой слова, от которого оно образовано; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой (которых) оно образовано, наконец, определить, от чего образована основа, и способ словообразования.
 

Образец письменного словообразовательного анализа

 

1. Слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь.

2. Слушатель – слушать, (-тель).

3. От слуша- из слова слушать при помощи суффикса -тель, суффиксальный способ.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие способы образования новых слов являются морфологическими?
  2. Какой способ словообразования самый продуктивный?
  3. Каким способом образовано слово успешный?


Основные способы образования слов в русском языке

Появление новых слов в русском языке, как вы уже знаете, является результатом не только заимствования их из других языков, но образования новых с помощью различных способов. 

 

Желаем вам успехов в изучении нового материала!

План урока

  • Основные способы образования слов
  • Словообразовательный анализ слова

Цель урока

  • Знать способы словообразования, план словообразовательного разбора слова
  • Уметь выполнять словообразовательный анализ слова

Основные способы образования слов

 

В русском языке более 150000 слов, но, по словам лингвистов, не так уж много частей слов: около 5000 корней, 500 суффиксов и 100 приставок. Образование новых слов происходит при помощи сочетания корней, суффиксов и приставок, однако сочетаются они не хаотично, а по моделям, которые существуют в языке и помогают догадываться о значениях даже неизвестных слов.

 

Сравните:

 

  • модель ______ + -ят- (-а) помогает образовывать слова со значением «детёныши животных»: телята, поросята, бобрята, моржата и т. п.
  • модель ______ + -ист- (-ый) помогает образовывать слова со значением «имеющий качество...»: болотистый, бугристый, ветвистый и т. п.
  • модель ______ + -ист (-) помогает образовывать слова со значением «профессия, род деятельности, занятие»: гитарист, программист, оптимист и т. п.

 

Модели (схемы), по которым образуются слова с особым значением и грамматическими характеристиками, называются словообразовательными моделями языка.

 

Новые слова могут образовываться морфологическим и неморфологическим способами.
 

Морфологические способы образования:

 

  • Приставочный (гладить – погладить);
  • Суффиксальный (камень – каменщик);
  • Приставочно-суффиксальный (стакан – подстаканник);
  • Бессуффиксный (бежать – бег);
  • Сложение (вода + о + возить – водовоз).

 

Самым продуктивным способом словообразования является суффиксальный: с его помощью образовано более 47 % слов в нашем языке.

 

Основным неморфологическим способом является переход их одной части речи в другую (гостиная комната (прил.) – новая гостиная (сущ.)). Также известны такие неморфологические способы образования новых слов, как сращение (от словосочетания наречия и прилагательного вечно зелёный появилось прилагательное вечнозелёный) и образование омонимов (кулак (сжатые пальцы) – кулак (сословие крестьян, крепких хозяйственников)).
 

Словообразовательный анализ слова

 

При словообразовательном разборе необходимо сначала определить лексическое значение слова, затем сравнить основу данного слова с основой слова, от которого оно образовано; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой (которых) оно образовано, наконец, определить, от чего образована основа, и способ словообразования.
 

Образец письменного словообразовательного анализа

 

1. Слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь.

2. Слушатель – слушать, (-тель).

3. От слуша- из слова слушать при помощи суффикса -тель, суффиксальный способ.


Контрольные вопросы

 

  1. Какие способы образования новых слов являются морфологическими?
  2. Какой способ словообразования самый продуктивный?
  3. Каким способом образовано слово успешный?


Предыдущий урок
Смысловой анализ текста
Текст
Следующий урок
Словообразование глаголов
Морфемика и словообразование
  • Kitchen and dining room

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке