Появление новых слов в русском языке, как вы уже знаете, является результатом не только заимствования их из других языков, но образования новых с помощью различных способов.
Желаем вам успехов в изучении нового материала!
- Основные способы образования слов
- Словообразовательный анализ слова
- Знать способы словообразования, план словообразовательного разбора слова
- Уметь выполнять словообразовательный анализ слова
Основные способы образования слов
В русском языке более 150000 слов, но, по словам лингвистов, не так уж много частей слов: около 5000 корней, 500 суффиксов и 100 приставок. Образование новых слов происходит при помощи сочетания корней, суффиксов и приставок, однако сочетаются они не хаотично, а по моделям, которые существуют в языке и помогают догадываться о значениях даже неизвестных слов.
Сравните:
- модель ______ + -ят- (-а) помогает образовывать слова со значением «детёныши животных»: телята, поросята, бобрята, моржата и т. п.
- модель ______ + -ист- (-ый) помогает образовывать слова со значением «имеющий качество...»: болотистый, бугристый, ветвистый и т. п.
- модель ______ + -ист (-) помогает образовывать слова со значением «профессия, род деятельности, занятие»: гитарист, программист, оптимист и т. п.
Модели (схемы), по которым образуются слова с особым значением и грамматическими характеристиками, называются словообразовательными моделями языка.
Новые слова могут образовываться морфологическим и неморфологическим способами.
Морфологические способы образования:
- Приставочный (гладить – погладить);
- Суффиксальный (камень – каменщик);
- Приставочно-суффиксальный (стакан – подстаканник);
- Бессуффиксный (бежать – бег);
- Сложение (вода + о + возить – водовоз).
Самым продуктивным способом словообразования является суффиксальный: с его помощью образовано более 47 % слов в нашем языке.
Основным неморфологическим способом является переход их одной части речи в другую (гостиная комната (прил.) – новая гостиная (сущ.)). Также известны такие неморфологические способы образования новых слов, как сращение (от словосочетания наречия и прилагательного вечно зелёный появилось прилагательное вечнозелёный) и образование омонимов (кулак (сжатые пальцы) – кулак (сословие крестьян, крепких хозяйственников)).
Словообразовательный анализ слова
При словообразовательном разборе необходимо сначала определить лексическое значение слова, затем сравнить основу данного слова с основой слова, от которого оно образовано; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой (которых) оно образовано, наконец, определить, от чего образована основа, и способ словообразования.
Образец письменного словообразовательного анализа
1. Слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь.
2. Слушатель – слушать, (-тель).
3. От слуша- из слова слушать при помощи суффикса -тель, суффиксальный способ.
Контрольные вопросы
- Какие способы образования новых слов являются морфологическими?
- Какой способ словообразования самый продуктивный?
- Каким способом образовано слово успешный?
Появление новых слов в русском языке, как вы уже знаете, является результатом не только заимствования их из других языков, но образования новых с помощью различных способов.
Желаем вам успехов в изучении нового материала!
- Основные способы образования слов
- Словообразовательный анализ слова
- Знать способы словообразования, план словообразовательного разбора слова
- Уметь выполнять словообразовательный анализ слова
Основные способы образования слов
В русском языке более 150000 слов, но, по словам лингвистов, не так уж много частей слов: около 5000 корней, 500 суффиксов и 100 приставок. Образование новых слов происходит при помощи сочетания корней, суффиксов и приставок, однако сочетаются они не хаотично, а по моделям, которые существуют в языке и помогают догадываться о значениях даже неизвестных слов.
Сравните:
- модель ______ + -ят- (-а) помогает образовывать слова со значением «детёныши животных»: телята, поросята, бобрята, моржата и т. п.
- модель ______ + -ист- (-ый) помогает образовывать слова со значением «имеющий качество...»: болотистый, бугристый, ветвистый и т. п.
- модель ______ + -ист (-) помогает образовывать слова со значением «профессия, род деятельности, занятие»: гитарист, программист, оптимист и т. п.
Модели (схемы), по которым образуются слова с особым значением и грамматическими характеристиками, называются словообразовательными моделями языка.
Новые слова могут образовываться морфологическим и неморфологическим способами.
Морфологические способы образования:
- Приставочный (гладить – погладить);
- Суффиксальный (камень – каменщик);
- Приставочно-суффиксальный (стакан – подстаканник);
- Бессуффиксный (бежать – бег);
- Сложение (вода + о + возить – водовоз).
Самым продуктивным способом словообразования является суффиксальный: с его помощью образовано более 47 % слов в нашем языке.
Основным неморфологическим способом является переход их одной части речи в другую (гостиная комната (прил.) – новая гостиная (сущ.)). Также известны такие неморфологические способы образования новых слов, как сращение (от словосочетания наречия и прилагательного вечно зелёный появилось прилагательное вечнозелёный) и образование омонимов (кулак (сжатые пальцы) – кулак (сословие крестьян, крепких хозяйственников)).
Словообразовательный анализ слова
При словообразовательном разборе необходимо сначала определить лексическое значение слова, затем сравнить основу данного слова с основой слова, от которого оно образовано; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой (которых) оно образовано, наконец, определить, от чего образована основа, и способ словообразования.
Образец письменного словообразовательного анализа
1. Слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь.
2. Слушатель – слушать, (-тель).
3. От слуша- из слова слушать при помощи суффикса -тель, суффиксальный способ.
Контрольные вопросы
- Какие способы образования новых слов являются морфологическими?
- Какой способ словообразования самый продуктивный?
- Каким способом образовано слово успешный?