Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Нормы ударения в глагольных формах. Нормы словоизменения глаголов. Морфологический анализ глаголов

Культура речи

16.11.2025
0
0

Нормы ударения в глагольных формах. Нормы словоизменения глаголов. Морфологический анализ глаголов

Завершая знакомство с глаголами, сегодня мы поговорим об употреблении глаголов в речи и их правильном произношении, а также рассмотрим план полного морфологического анализа этой части речи. 

 

План урока

  • Употребление глаголов в речи
  • Произношение глаголов
  • Морфологический разбор глаголов

Цель урока

  • Знать: особенности употребления глаголов в текстах различных функциональных стилей, правила произношения глаголов; план морфологического разбора глаголов
  • Уметь: рассуждать о роли глагола в речи (его образности, смысловых группах, частоте употребления), правильно произносить глаголы; выполнять морфологический разбор глаголов

Употребление глаголов в речи

О силе и выразительности русского глагола говорили многие. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие!» – утверждал писатель А. К. Югов. По словам нашего современника, писателя Ю. Бондарева, «вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

 

Глаголы обладают большим выразительным потенциалом в руках тех, кто умеет точно подобрать нужное слово для представления предмета.

 

Многие загадки строятся на том, что в тексте с помощью названий действий создаётся представление о неконкретном предмете:

 

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает, 

Осенью оживает. (Снег)

 

В современном русском языке глаголы делятся на разные смысловые группы, в зависимости от того, какие действия обозначают:

 

1) связанные с трудовой деятельностью (вязать, строгать, полоть, строить);

2) связанные с умственной и речевой деятельностью (размышлять, мечтать, разговаривать);

3) связанные с перемещением и положением в пространстве (ходить, плыть, сидеть, прыгать);

4) называющие различные состояния (тосковать, обожать, злиться, недомогать);

5) называющие состояния природы (смеркается, вьюжит, темнеет) и др.

В русском языке глаголы способны образовывать большие ряды синонимов. Например, значение речи может быть выражено такими глаголами: говорить, произносить, болтать, трепаться, лепетать, баять, изрекать, толковать и т. д. Каждый синоним имеет определённый, свойственный только ему оттенок значения. Говорить – самый нейтральный вариант, который обозначает «вслух выражать свои мысли». Болтать и трепаться имеют разговорную окраску, даже пренебрежительную.

 

По данным, собранным учёными, после существительных глагол занимает второе место по частоте употребления. Примечательно, что в текстах разных стилей глагол используется в разных количествах. Например, в текстах официально-делового стиля примерно 6% глаголов, в научном – приблизительно 10%. Самые частотные в речи глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и др. 

 

Гораздо чаще глаголы употребляются в художественном стиле. Глаголы составляют до 15% всех слов среднестатистического художественного текста. Писатели используют в своих творениях весь широкий спектр возможностей глагола: его прямое и переносное значение, морфологические категории глагола (время, вид, наклонение и т. д.); фразеологизмы, крылатые фразы, пословицы и поговорки, содержащие слова данной части речи; синонимы и антонимы.


Произношение глаголов

На месте -ться/-тся в глаголах произносится [ца]. Так происходит из-за того, что звук [ц] образуется путем слияния двух звуков - [т] и [с].

 

Ещё одно орфоэпическое правило связано с постановкой ударения в различных формах глагола. Часто глаголы в форме прошедшего времени мужского, среднего рода и в форме множественного числа имеют ударение на основе, а в форме женского рода – на окончании. Например: гна́тьгна́л, гна́ло, гна́ли, НО гнала́; взя́тьвзя́л, взя́ло, взя́ли, НО взяла́.


Морфологический разбор глаголов 

План морфологического разбора глаголов:

1. Назвать общее грамматическое значение (действие или состояние).

2. Назвать начальную форму (инфинитив).

3. Назвать постоянные признаки: 

  • возвратность/невозвратность;
  • переходность/непереходность;
  • вид: совершенный/несовершенный;
  • спряжение.

4. Назвать непостоянные признаки: 

  • наклонение: изъявительное, повелительное или сослагательное;
  • у изъявительного наклонения:
  • время,
  • число,
  • лицо (в настоящем или будущем вр.),
  • род (в прошедшем вр.);
  • у повелительного наклонения: число;
  • у сослагательного наклонения:
  • число,
  • род.

5. Указать, каким членом предложения является.
 

Образец морфологического разбора глагола

образец

 

1. Иди – что делай? — глагол, обозначает действие. 

2. Начальная форма — идти.

3. Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, несовершенного вида, I спр.

4. Непостоянные признаки: повелительное наклонение, единственное число.

5. Синтаксическая роль: сказуемое.


Контрольные вопросы:

 

  1. В чём, по мнению отечественных писателей, заключена выразительность глаголов?
  2. О каких смысловых группах глаголов вы узнали? Приведите примеры.
  3. Приведите пример синонимичного ряда глаголов.
  4. В каком стиле речи глаголы встречаются чаще всего?
  5. В какой глагольной форме прошедшего времени ударение переносится с основы на окончание?


Нормы ударения в глагольных формах. Нормы словоизменения глаголов. Морфологический анализ глаголов

Завершая знакомство с глаголами, сегодня мы поговорим об употреблении глаголов в речи и их правильном произношении, а также рассмотрим план полного морфологического анализа этой части речи. 

 

План урока

  • Употребление глаголов в речи
  • Произношение глаголов
  • Морфологический разбор глаголов

Цель урока

  • Знать: особенности употребления глаголов в текстах различных функциональных стилей, правила произношения глаголов; план морфологического разбора глаголов
  • Уметь: рассуждать о роли глагола в речи (его образности, смысловых группах, частоте употребления), правильно произносить глаголы; выполнять морфологический разбор глаголов

Употребление глаголов в речи

О силе и выразительности русского глагола говорили многие. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие!» – утверждал писатель А. К. Югов. По словам нашего современника, писателя Ю. Бондарева, «вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».

 

Глаголы обладают большим выразительным потенциалом в руках тех, кто умеет точно подобрать нужное слово для представления предмета.

 

Многие загадки строятся на том, что в тексте с помощью названий действий создаётся представление о неконкретном предмете:

 

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает, 

Осенью оживает. (Снег)

 

В современном русском языке глаголы делятся на разные смысловые группы, в зависимости от того, какие действия обозначают:

 

1) связанные с трудовой деятельностью (вязать, строгать, полоть, строить);

2) связанные с умственной и речевой деятельностью (размышлять, мечтать, разговаривать);

3) связанные с перемещением и положением в пространстве (ходить, плыть, сидеть, прыгать);

4) называющие различные состояния (тосковать, обожать, злиться, недомогать);

5) называющие состояния природы (смеркается, вьюжит, темнеет) и др.

В русском языке глаголы способны образовывать большие ряды синонимов. Например, значение речи может быть выражено такими глаголами: говорить, произносить, болтать, трепаться, лепетать, баять, изрекать, толковать и т. д. Каждый синоним имеет определённый, свойственный только ему оттенок значения. Говорить – самый нейтральный вариант, который обозначает «вслух выражать свои мысли». Болтать и трепаться имеют разговорную окраску, даже пренебрежительную.

 

По данным, собранным учёными, после существительных глагол занимает второе место по частоте употребления. Примечательно, что в текстах разных стилей глагол используется в разных количествах. Например, в текстах официально-делового стиля примерно 6% глаголов, в научном – приблизительно 10%. Самые частотные в речи глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и др. 

 

Гораздо чаще глаголы употребляются в художественном стиле. Глаголы составляют до 15% всех слов среднестатистического художественного текста. Писатели используют в своих творениях весь широкий спектр возможностей глагола: его прямое и переносное значение, морфологические категории глагола (время, вид, наклонение и т. д.); фразеологизмы, крылатые фразы, пословицы и поговорки, содержащие слова данной части речи; синонимы и антонимы.


Произношение глаголов

На месте -ться/-тся в глаголах произносится [ца]. Так происходит из-за того, что звук [ц] образуется путем слияния двух звуков - [т] и [с].

 

Ещё одно орфоэпическое правило связано с постановкой ударения в различных формах глагола. Часто глаголы в форме прошедшего времени мужского, среднего рода и в форме множественного числа имеют ударение на основе, а в форме женского рода – на окончании. Например: гна́тьгна́л, гна́ло, гна́ли, НО гнала́; взя́тьвзя́л, взя́ло, взя́ли, НО взяла́.


Морфологический разбор глаголов 

План морфологического разбора глаголов:

1. Назвать общее грамматическое значение (действие или состояние).

2. Назвать начальную форму (инфинитив).

3. Назвать постоянные признаки: 

  • возвратность/невозвратность;
  • переходность/непереходность;
  • вид: совершенный/несовершенный;
  • спряжение.

4. Назвать непостоянные признаки: 

  • наклонение: изъявительное, повелительное или сослагательное;
  • у изъявительного наклонения:
  • время,
  • число,
  • лицо (в настоящем или будущем вр.),
  • род (в прошедшем вр.);
  • у повелительного наклонения: число;
  • у сослагательного наклонения:
  • число,
  • род.

5. Указать, каким членом предложения является.
 

Образец морфологического разбора глагола

образец

 

1. Иди – что делай? — глагол, обозначает действие. 

2. Начальная форма — идти.

3. Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, несовершенного вида, I спр.

4. Непостоянные признаки: повелительное наклонение, единственное число.

5. Синтаксическая роль: сказуемое.


Контрольные вопросы:

 

  1. В чём, по мнению отечественных писателей, заключена выразительность глаголов?
  2. О каких смысловых группах глаголов вы узнали? Приведите примеры.
  3. Приведите пример синонимичного ряда глаголов.
  4. В каком стиле речи глаголы встречаются чаще всего?
  5. В какой глагольной форме прошедшего времени ударение переносится с основы на окончание?


Предыдущий урок
Употребление числительных в речи. Произношение числительных. Морфологический разбор имени числительного
Культура речи
Следующий урок
Смысловой анализ текста
Текст
  • Поляризация волн

    Физика

  • Н.В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Что такое «хлестаковщина». Смысл финала произведения

    Литература

  • Знаковые модели

    Информатика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке