Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Отношения с окружающими

Общество и человек

Отношения с окружающими

 

Люди – существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.

 

План урока

  • Что такое межличностные отношения
  • Чувства – основа межличностных отношений
  • Виды межличностных отношений

Цели урока

  • Познакомить учащихся с межличностными отношениями и их видами, исследовать сферу чувств как основу данных отношений, определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
  • Знать: понятия Межличностные отношения, Чувства, Симпатия, Антипатия, Стереотип.
  • Уметь: характеризовать сущность и виды межличностных отношений, сравнивать социальные объекты.

 

 

Что такое межличностные отношения 

 

Особенности поведения человека в коллективе, результат его работы или какой – либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы (учебный класс, компания, бригада и т. п.) отношение к данному человеку. Так развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):

1. Взаимодействие – согласованность действий;

2. Взаимопонимание – понимание на основе взаимности, понимание друг друга;

3. Взаимовосприятие – восприятие людьми друг друга в процессе коммуникации. Смотри рисунок №1.

 


Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения. 


 

Рисунок №1. Межличностные отношения. Рисунок №1. Межличностные отношения.

 

Как ты думаешь, от чего зависят взаимоотношения людей? Почему одни люди нам нравятся, а другие нет? С одними мы с удовольствием проводим и свободное время и выполняем работу, а с другими нам сложно найти общий язык?

 

Чувства – основа межличностных отношений

 


Чувства – это определённые эмоциональные переживания. 


 

Они помогают людям общаться друг с другом, улучшают межличностные отношения или наоборот. И особенность межличностных отношений в том и состоит, что их основой являются чувства. Какие же чувства бывают? (смотри рисунок №2) 

Так, благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Часто бывает трудно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек, это отношение проявляется на уровне чувств, одинаково, если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту причину. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.

Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.

Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.

 

Рисунок №2. Чувства и стереотип. Рисунок №2. Чувства и стереотип.

 

Бывает, что разглядеть положительные стороны человека не позволяют стереотипы. Стереотип – обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Помни, как в рассказе «Надёжный человек» Евгения Пермяка мальчик Андрюша даже за одной партой не хотел сидеть с девочкой, которую считал трусихой. Только преодоление этого стереотипа позволило ему с ней подружится. «Все девчонки – трусихи или плаксы», а «мальчики – хулиганы» – это лишь отдельные примеры ошибочных суждений. Помни: попав в плен стереотипа, легко ошибиться!

 

Виды межличностных отношений

 

И снова давай обратимся к рисунку №1. Справа на рисунке обозначены основные два вида межличностных отношений: официальные (формальные) и неофициальные (неформальные). Давай с тобой разберёмся, что значит формальные отношения. 

Формальные отношения значит, что они строятся по определённым правилам, то есть по форме. Например, в школе для ответа ты должен поднять руку или тебя вызывает учитель. Сам ты встать в любое время во время уроку не можешь, это будет считаться нарушением дисциплины. Такие отношения ещё называют деловыми и субординационными.

Соответственно, неформальные отношения это личные, эмоциональные, паритетные.  Здесь нет правил и эмоции мы можем свободно проявлять. Паритетные значит равные. Например, в отношениях с родителями ты можешь проявить чувства, эмоции, свободно себя вести.

Помимо деловых и личных существуют ещё и такие виды межличностных отношений:

1. Знакомство – имеет три этапа:

  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.

2. Приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;

3. Товарищество – деловые отношения на основе общих целей;

4. Дружба – устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;

5. Любовь – наивысшая форма взаимосвязи.

 

Качество межличностных отношений зависит от вас, от умений находить общий язык с другими людьми и взаимодействовать в коллективе (рис. 3).

Рисунок 3. Виды межличностных отношений Рисунок 3. Виды межличностных отношений


Практическое задание 1
 

Распредели правильно следующие чувства и их проявления.


Практическое задание 2
 

Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие стереотип? Выберите один вариант ответа.

1. Летние каникулы дети Петровых проводят у бабушки.

2. Игорь Петров считает, что все девочки трусихи.

3. По субботам семья Петровых отправляется на дачу.

4. Несколько лет подряд Игорь Петров побеждал в школьной олимпиаде по математике.


Контрольные вопросы:
 

  1. Что такое межличностные отношения?
  2. Какими бывают межличностные отношения?
  3. Назови какими бывают чувства.
  4. Что такое стереотипы?


 

 

 

 

 

 

 

Ответы

Практическое задание 1:

Сближающие: восторг, восхищение, удовольствие, радость, уважение, блаженство.

Разъединяющие: обида, зависть, горе, гнев, тоска.
Практическое задание 2:

2.


Отношения со сверстниками

Общество и человек
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История