Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: С.А. Есенин. Лирика

Русская литература XX века

С. А. Есенин. Лирика

План урока

  • Биография С.А. Есенина
  • Особенности пейзажной лирики С.А. Есенина

Цели урока

  • Изучить биографию С.А. Есенина, особенности его пейзажной лирики
  • Научиться анализировать поэтические тексты

Вступление
 

Поэзия Есенина необычайно лирична. Она представляет собой искренний, задушевный рассказ о любви, о радостях и горестях, о мечтах и переживаниях. Часто в стихах лирический герой обращается к самым близким людям: к матери, отцу, деду, сестрам. Он мысленно возвращается в отчий дом, воссоздавая картины родных мест.  

 

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

С.А. Есенин С.А. Есенин

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии. Родители Есенина имели крестьянское происхождение крестьяне. Его дед хорошо знал Священное Писание, помнил наизусть многие отрывки из Библии, жития святых. Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и Священную историю», – вспоминал Есенин. С народным творчеством Есенина познакомила бабушка. Мальчик жил свободно и беспечно. «Детство прошло среди полей и степей», – писал он.

 

Есенин был одарен блестящим умом. Уже во время обучения в четырехклассном училище он декламировал стихотворения любимых поэтов. В селе Спас-Клепики он окончил учительскую школу, в которой стал проявляться его поэтический талант. Его творческий путь проходил под влиянием народной поэзии, стихотворений Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова и «крестьянских» поэтов (И. С. Никитина, И. З. Сурикова).

 

После окончания школы поэт отправился в Москву. Там он вскоре стал посещать литературно-музыкальный кружок имени И. З. Сурикова. С этого времени Есенин постепенно обретает известность. Его воспринимают как поэта, который всем сердцем любит жизнь. Он переживает и об одинокой собаке, и о старой кошке, и о каждой птице. Ему дорога вся природа от черной земли до светящихся на небе таинственных звезд. Он знает, о чем думают и переживают деревья, цветы, птицы. Поэтому и свою жизнь поэт не отделяет от природы.


  1. Какие авторы повлияли на творчество С. А. Есенина?
  2. Назовите основные темы поэзии С. А. Есенина.


Элементы интонации

 

Ударения, выделяющие в потоке речи отдельные опорные слова, называются фразовыми ударениями. Место, количество и сила ударений зависят от многих причин: от содержания мысли, грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части, различных психологических моментов. 

Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, и паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего.


Особенности пейзажной лирики С. А. Есенина 

 

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» написано в 1918 году, когда Есенин уехал из родного села, оставив все, что дорого сердцу.

 

***

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.
 

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.
 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,
 

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.
 

(1918 г.)

Родители Сергея Есенина Татьяна Федоровна и Александр Никитич Родители Сергея Есенина Татьяна Федоровна и Александр Никитич

В стихотворении поэт признается в любви к родному краю, говорит о своей тоске по родным местам: по «березняку над прудом», по «тихой воде», по «старому клену», по стареющим родителям: «Седина у отца пролилась в бороде». Сердцем лирический герой навсегда остается в «родимом доме», ведь недаром старый клен, который «стережет голубую Русь», похож на него «головой».

 

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями...», продолжает тему любви поэта к родному краю и близким людям. Оно было написано в 1924 году.  

***

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

 

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.
 

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.
 

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

 

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.
 

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

 

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

 

(1924 г.)

Дом-музей С.А. Есенина, с. Константиново Дом-музей С.А. Есенина, с. Константиново

В этом стихотворении поэт признается в том, что не готов вернуться в родные края, несмотря на любовь и ностальгию: «И пропасть не хотел бы в глуши». Но и разлюбить это место он не может: «Как бы я и хотел не любить, / Все равно не могу научиться». Это говорит о внутреннем противоречии лирического героя: с одной стороны, ему нравится образ жизни столичного поэта, с другой – он остается простым человеком с деревенской душой. 

С темой Родины неразрывно связана пейзажная лирика Есенина. Сам поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».


Контрольные вопросы 

  1. Какое настроение С.А. Есенин передает в стихотворении «Я покинул родимый дом»?
  2. В чем заключается идея стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...»?


А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 2

Русская литература XX века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История