Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Н.С.Лесков. «Левша». Жанр сказа. Cюжет, герои, язык произведения

Русская литература XIX века

Н. С. Лесков. «Левша». Жанр сказа. Сюжет, герои, язык произведения

 

План урока

  • Николай Семенович Лесков
  • Жанр сказа
  • Сюжет, герои, язык произведения «Левша»

Цели урока

  • Знать краткую биографию Н.С. Лескова
  • Уметь выявлять особенности сказа
  • Знать сюжет, героев произведения «Левша»

 

Вступление
 

Сегодня на уроке мы познакомимся с краткой биографией Н.С. Лескова. Изучим жанр сказа. Узнаем о сюжете, героях и о языке произведения «Левша». Желаем вам успехов!

 

Николай Семенович Лесков (1831–1895)

 

Родился писатель в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей. Отец отказался стать священнослужителем, за что был изгнан из отчего дома, долгое время служил в разных городах, затем вернулся на родину, в Орловскую губернию, женился на девушке-дворянке, которая тоже оказалась с характером: вышла замуж против воли родителей. Таким же одаренным и непокорным родился будущий писатель. 

 

Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее ему пришлось самостоятельно пополнять свои знания. Уйдя из гимназии, Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату, затем перевелся в Киевскую казенную палату, потом и вовсе оставил государственную службу, перейдя в частную компанию. По служебным делам он объездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые стали появляться в печати с начала 1860-х годов. В эти годы складывается своеобразная манера его письма, его особый стиль, который расцвел в 1870-1880-е годы. 

 

В отличие от многих писателей, изображавших жизнь народа и учивших его, как надо жить, Лесков навсегда сохранил убеждение, что народ надо просто знать, а для этого надо проникнуться его жизнью. 


Сказ – особый тип повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной, присущей именно ему, речевой манере (бытовой, разговорной); имитация «живого голоса» рассказчика с самобытной лексикой и фразеологией. Воспроизводит или имитирует устный народный рассказ.


 

Сюжет, герои, язык произведения

 

В 1881 году в журнале «Русь» был опубликован «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

 

В основу сюжета положена реальная история. Это было в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправились в Англию, чтобы ознакомиться с оружейным производством. Сурнин был неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев на чужбине погрузился в беспорядочную жизнь. Спустя семь лет первый мастер вернулся в Россию и внедрил новшества в оружейное производство. Считается, что мастер Сурнин является прототипом Левши.

 

Кроме исторических событий, в основу сказа был положен и фольклорный сюжет - фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи. 

 

Император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В сказе Александр I проявляет любознательность и преклоняется перед иноземными чудесами. Противопоставлен ему образ императора Николая Павловича, который обладает прекрасной памятью и не любит ни в чем уступать иностранцам. Точно так же любит свое отечество и верит в него Платов Матвей Иванович – донской казак, граф.

 

Главные герои сказа – чудаки, блаженные, необычайно одаренные, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить сострадание. Лесков не выдумал их, а взял из самой жизни.

 

Умелец-левша необыкновенно талантлив – шутка ли, выполнить такую тонкую работу, как подковать блоху! Автор подчеркивает необходимость соединения одаренности народа с современными научными знаниями. Среди простых людей есть те, кто способен своими талантами и умениями вывести страну вперед. К сожалению, народ унижают, не слушают, не вникают в его мысли. Так, Левша, умирая, думает не о себе, а о том, как бы не подвести русскую армию. Для этого он хочет – так он понимает свой долг – сказать государю важное слово, но не был услышан. 

 

Народную жизнь автор стремился изобразить тем языком, который ей самой и понятен. Поэтому его герои используют простую разговорную речь со всеми ее особенностями. Многие считали лесковский язык вычурным, неестественным, причудливым. Но именно он отразил глубину народной жизни и раскрыл характер русского человека. 

 


Контрольные вопросы

 

  1. Кто стал прототипом Левши?
  2. Прочитай произведение «Левша». Можно ли назвать Левшу патриотом? Почему?
  3. В чем особенность лесковского языка?

 

 

 

 

Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика