Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Н.С.Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

Русская литература XIX века

Н. С. Лесков. «Левша». Система образов. Тематика и проблематика произведения

 

План урока

  • Система образов произведения «Левша»
  • Тематика и проблематика произведения «Левша»

Цели урока

  • Знать систему образов сказа «Левша», тематику и проблематику произведения

Разминка

  • Назовите героев произведения Н.С. Лескова «Левша».
  • В чем их особенность?
  • О чем произведение Н.С. Лескова «Левша»?

 

Система образов в сказе «Левша»

 

Автор повествует о таланте простых русских мастеров, об их влиянии на судьбу всего государства и о том, как этих мастеров не ценят на родине.

 

Среди героев сказа есть как вымышленные персонажи, так и реальные исторические личности. 

 


  1. Похожи ли герои Н.С. Лескова на свои прототипы? В чем их отличия?
  2. Есть ли в произведении отрицательные герои? Аргументируйте свой ответ.


 

 

Тематика и проблематика произведения «Левша»

 

  1. Тема таланта. Левша, хоть и не имеет образования, но одарен. Однако не только это выделяет героя. Главное, что он проявляет усердие.  Трудолюбивые тульские оружейники создают не только диковинные изделия, но и традицию, которая передается из поколения в поколение.
  2. Тема патриотизма. Любовь к родине демонстрируют сразу несколько героев: Платов, Николай I, тульские мастера (Левша). Но только Левшу можно назвать истинным патриотом: Платов, приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником, в нем нет любви к народу; у Николая I чувство патриотизма смешано с тщеславием, он хочет доказать англичанам личное превосходство. Левша скучает по своей родине, отказывается от лучших условий на чужбине и возвращается домой, умирая на холодном полу в больничном коридоре. Но даже перед смертью Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так это портит их. До государя слова мастера не доходят, а чистка ружей продолжается до самой Крымской кампании.
  3. Тема социальной несправедливости. В сказе отражено отношение к выходцам из народа. В Англии Левшу уважают, предлагают ему достойные условия труда, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.

 

Левша – праведник, образ русского народа. Как бы ни было тяжело, он всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству. Такие люди, как Левша бескорыстно делают добро. Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа навсегда остаются те, кто жил и трудился не ради себя, а ради благополучия своего Отечества. 

 

Лесков не может остаться в стороне от бесправия и угнетения простых людей. Трагичен финал сказа: Левшу равнодушно бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему помочь выкарабкаться из болезни.

 


Контрольные вопросы 

 

  1. Как вы думаете, какая основная тема сказа «Левша»? Почему?
  2. Почему Левша – праведник?

 

 

 

Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика