Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.С. Гумилев. Лирика

Русская литература XX века

Н. С. Гумилев. Лирика

План урока

  • Биография Н.С. Гумилева
  • Стихотворение «Жираф»

Цели урока

  • Изучить биографию Н.С. Гумилева
  • Познакомиться с историей создания, темой, основными образами стихотворения «Жираф»

Вступление
 

Для лирики Гумилева свойственны высокие экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Его лирический герой не видит пропасти между действительностью и мечтой. Поэт утверждает важность смелой мечты, вольной фантазии и причудливых грез. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по дальним странам вместе с Н. С. Гумилевым.

 

Николай Степанович Гумилев (1886–1921)

Н.С. Гумилев Н.С. Гумилев

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте в семье корабельного врача, который став дворянином и получив отставку, поселился в Царском Селе. В 1894 поэт поступил в Царскосельскую Николаевскую гимназию. Но осенью 1895 года семья переехала из Царского Села в Петербург, и Гумилев стал учиться в гимназии Гуревича. В 1903 году семья вернулась в Царское Село, а Гумилев вновь поступил в Царскосельскую гимназию. Именно там обнаружилась его склонность к поэзии. 
 

В 1905 году Гумилев опубликовал свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров».

 

В детстве Гумилев слушал рассказы отца о морских походах в дальние страны с экзотической природой. 

 

Окончив гимназию, Гумилев отправился в Париж, чтобы ближе познакомиться с европейской культурой. В Сорбонне поэт посещал лекции по французской литературе, изучал живопись и много путешествовал. В Париже Гумилев издавал литературный журнал «Сириус». Кроме того, он побывал в Италии.

Вернувшись в Россию, Гумилев выпустил несколько поэтических сборников, познакомился с поэтами-современниками. Тогда же он приступил к написанию критических заметок и рецензий новых стихов русских поэтов, которые потом объединил в книгу «Письма о русской поэзии». Однако жизнь в России не во всем удовлетворяла молодого поэта. В 1909 году Гумилев отправился в Абиссинию (старое название Эфиопии) и прожил там несколько месяцев. Поэт еще несколько раз побывал в Африке, которой посвятил множество стихов. Лучшие африканские стихи поэта вошли в сборник «Шатер». 


  1. О чем мечтал Н.С. Гумилев в детстве?
  2. Удалось ли ему осуществить свои мечты?


Стихотворение «Жираф»

 

Гумилеву нравились поездки на Восток и в Африку. Благодаря любви к путешествиям в лирике Гумилева появились экзотические мотивы. 

 

Стихотворение «Жираф» было написано в 1907 году, а уже в 1908 году вошло в сборник Гумилева «Романтические цветы». 

 

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.
 

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

 

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

(1907 г.)

Лирический герой, чтобы развеселить девушку, рассказывает ей о далекой Африке. Рассказчик знакомит ее с экзотическим миром: «далеко, на озере Чад», где «изысканный бродит жираф». Это место – образ совсем иной, яркой и причудливой жизни, которая противоположна повседневности.

 

В этом мире все необычно: изысканный жираф, с красотой и изяществом которого может сравнится только луна: «И шкуру его украшает волшебный узор, / С которым равняться осмелится только луна», «веселые сказки таинственных стран / Про черную деву, про страсть молодого вождя».

 

Рассказчик останавливается из-за того, что его слушательница начала плакать. Возможно, она стала грустить еще сильнее, потому что не может оказаться «на озере Чад», а вместо этого вынуждена «вдыхать тяжелый туман». Лирический герой не сдается и продолжает: 

 

Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Для него нет ничего лучше, чем снова испытать чувство восторга и открытий.

 

Это стихотворение не только о том, как чудесен и разнообразен наш мир, но и о том, как люди различны между собой. Одни – мечтательные и романтичные авантюристы, другие – приземленные и практичные реалисты. Несмотря на то что судьбы этих людей могут пересекаться, им сложно понять друг друга.


  1. Назовите главные образы стихотворения. Охарактеризуйте их.
  2. Почему девушку еще больше расстраивает рассказ о жирафе?


А.С.Грин. «Алые паруса». Часть 2

Русская литература XX века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История