Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Ф.И.Тютчев. Лирика

Русская литература XIX века

Ф. И. Тютчев. Лирика

 

План урока

  • Краткий рассказ о писателе
  • Переходные состояния природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело»
  • Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

Цели урока

  • Знать биографию Ф. И. Тютчева, особенности его лирики
  • Уметь анализировать поэтический текст

 

Вступление
 

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева. Узнаем об особенностях его лирики. Познакомимся со стихотворениями «Листья», «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся». Желаем вам успехов!

 

Федор Иванович Тютчев (1803–1873)

 

Федор Иванович Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в старинной дворянской семье.

 

Он получил хорошее домашнее воспитание и образование. На его необыкновенные способности и дарования обратили внимание родители и воспитатель – известный в ту пору поэт С. Е. Раич. Он поощрял литературные занятия Тютчева, читал его первые стихотворения. Тютчев с детства знал основные европейские языки и под руководством Раича в 12 лет переводил Горация. 

 

Тютчев продолжил образование в Московском университете, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи. 

 

Окончив в 1821 году Университет со степенью кандидата, Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провел 22 года на дипломатической службе. 

 

Как оригинальный поэт Тютчев сформировался к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание природы. Природа у Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения. 

 


  1. Какое влияние оказал С. Е. Раич на будущего поэта?
  2. Что лежит в основе тютчевской лирики?


 

Переходные состояния природы в стихотворениях «Листья», «Неохотно и несмело» 

 

Тютчев часто изображал природу в ее промежуточных состояниях, например, в переходе от весны к лету, от дня к вечеру. Он видел уникальность этих мгновений и пытался их запечатлеть.

 

В стихотворении «Листья» Тютчев описал состояние листьев, тоскующих зимой на ветках.  В стихотворении использовано олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы. Состояние лирического героя сливается с состоянием листьев, он понимает их чувства.

 

Листья в стихотворении – символ короткой, но яркой жизни. Так, автор, описывая изменения природы, говорит о скоротечности человеческой жизни. 

 

В стихотворении «Неохотно и несмело ...» робкое солнце освещает и греет поля. Но вот приходит весенняя гроза, и наступление весны, ее победа над зимой становятся ощутимее. Гроза очищает все вокруг, и природа предстает обновленной.

 

Пейзаж у Тютчева наполнен не только зрительными образами, но и звуковыми («прогремело», «раскаты громовые»), тактильными («Ветра теплого порывы»). Благодаря этим образам, описание обретает динамику. Такое описание дает полное представление о переходных состояниях природы, которые символизируют противоречивые чувства в душе лирического героя.

 


  1. Назовите особенности пейзажа в стихотворениях Ф. И. Тютчева.
  2. Определите тему стихотворения «Листья».
  3. Какими образами наполнен пейзаж в стихотворении «Неохотно и несмело ...»?


 

Противопоставление образов человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

 

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взвивается к небу. Преград она не видит, на земле ее ничто не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

 

Лирический герой противопоставляет себя свободному коршуну. Человек может лишь наблюдать за свободным полетом птицы. 

 

Поэт раскрывает тему несвободы человека. Стихотворение развивает идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле он «прирос» к ней. 

 


  1. О чем сожалеет лирический герой стихотворения «С поляны коршун поднялся…»?
  2. Кто противопоставляется лирическому герою? Аргументируйте свой ответ.

 

А.А.Фет. Лирика

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика