Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Русская литература XX века

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

План урока

  • Краткая биография Ф.А. Искандера
  • Анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Цели урока

  • Знать биографию Ф. А. Искандера, характеристику главных героев произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
  • Уметь анализировать текст художественного произведения

Вступление
 

Рассказы Ф. А. Искандера о детях обращены одновременно и к юным, и ко взрослым читателям. Подростки любят его рассказы, потому что герои произведений испытывают те же чувства, те же радости и горести. А взрослые находят в них свежий, давно забытый взгляд на мир, где нет ни компромиссов, ни мучительных сомнений.

 

Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016)

Ф.А. Искандер Ф.А. Искандер

Фазиль Абдулович Искандер Родился в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению – перса. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

 

Среднюю школу Искандер закончил с золотой медалью. Поступил в Московский библиотечный институт, затем перевелся в Литературный институт. Окончив институт, работал журналистом в газетах Брянска и Курска. В начале своей писательской жизни Искандер писал стихи. Первые его книги – это сборники стихотворений «Горные тропы», «Доброта земли», «3еленый дождь», «Дети Черноморья», «Молодость моря».  В 1966 году выходит в свет сборник рассказов Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

 

Рассказ написан от первого лица, главный герой – школьник, который боялся учителя и, не выполнив домашнее задание, попытался сделать так, чтобы урок не состоялся. Опытный учитель разгадывает план своего ученика. 

 

Так, Харлампий Диогенович не только учил своему предмету, но и расширял их кругозор, рассказывая древние мифы. Учитель не ругал и не наказывал своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей, но высмеивал их: «Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный». 

 

Например, поступок главного героя он называет «Тринадцатым подвигом Геракла» и прибавляет: «Геракл совершал свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости». Таким образом, учитель преподносит ученикам сразу несколько уроков.

Первый: обман – не лучший способ скрыть свой проступок, лучше честно признаться и постараться исправить свою ошибку. Мальчик хоть и поступил храбро, но целью его поступка было уйти от ответственности. Учитель, заметив это, помог школьнику осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.

 

Второй: необходимо серьезно и ответственно подходить к тому, что ты делаешь, ведь невыполнение каких-либо задач может привести к неприятным последствиям. Герой пришел к важному для себя выводу: «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому свое».

Третий: нужно уметь смеяться над собой. Автор говорит о необходимости самоиронии: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого».

 

Таким образом, Харлампий Диогенович «закалял… лукавые детские души и приучал… относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». 

 

В рассказе Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» мы видим образ прекрасного учителя. Важно не просто давать знания, но и воспитывать прекрасные качества.


Контрольные вопросы

  1. Как вы могли бы объяснить смысл названия рассказа?
  2. Можно ли считать Харлампия Диогеновича хорошим учителем? Почему?


А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

Русская литература XX века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История