Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

Древнерусская литература

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

 

План урока

  • Древнерусская литература
  • «Сказание о Белгородском киселе»

Цели урока

  • Знать особенности древнерусской литературы, содержание «Сказания о Белгородском киселе» (отрывок из «Повести временных лет»)

Вступление
 

Сегодня на уроке мы узнаем об особенностях древнерусской литературы, прочитаем отрывок из «Повести временных лет». Желаем вам успехов!

 

Древнерусская литература

 

Древнерусская литература — «начало всех начал», истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. 

 

Чем же отличается древнерусская литература от Новой русской литературы XVIII–XX веков?

 

  1. Литература возникла под влиянием потребностей Церкви и государства.  С принятием христианства (988 год) из Болгарии на Русь были перевезены книги. Древнеболгарский язык на Руси называли церковнославянским, потому что на нем писались богослужебные книги. Церковнославянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в языке живут синонимы, например: глаза – очи.
  2. В древнерусской литературе нет просто действующих лиц – есть герои, совершающие великие подвиги. В ней нет вымышленных героев и сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если в тексте появлялось чудесное, фантастическое, то это был не вымысел, писатель и его читатели верили в правдивость описываемого.
  3. Подобно фольклору, древнерусская литература останавливалась только на событиях исключительных, она стремилась поднять читателя до своих вершин.
  4. Древнерусская литература тесно связана с фольклором. Писатели, подобно сказателям, создавали эпические произведения. В литературные тексты вплетаются народные песни, плачи, прославления.
  5. Произведения древнерусских писателей в течение веков изменялись разными переписчиками, которые то сокращали текст, то стремились «украсить» изложение, то меняли смысл. Так возникали новые редакции одного и того же памятника.

 

Какие черты древнерусской литературы перешли в литературу Нового времени? 

 

  1. Высокая гражданственность, искренняя любовь к Родине. Писатели гордились величием Руси, ее обширностью, красотой, «дерзостью» (смелостью) русских людей, их высокими нравственными качествами. Истинный патриотизм древнерусских авторов проявлялся и в том, что они смело писали о недостатках и преступлениях князей.
  2. Жизнеутверждение, светлость и ясность. Например, в «Повести о разорении Рязани Батыем» нет отчаяния, уныния. Плач о князьях русских – прославленные их доблести, гордость за них. В конце повести выживший князь и жители восстанавливают город.
  3. Глубокое уважение к другим народам, их обычаям, их верованиям.

Новая русская литература XVIII–XX веков продолжает лучшие традиции литературы древней.

 


  1. Как зародилась литература на Руси?
  2. В чем сходства древнерусской литературы и фольклора?
  3. Какие традиции древнерусской литературы продолжает литература Нового времени?


 

Из «Повести временных лет»

Сказание о белгородском киселе

 

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

– Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом... послал он за городскими старейшинами и сказал им:

– Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

 

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и поставить в него кадку и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

– Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

– Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже, если будете, стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его и пришли к другому колодцу и почерпнули меду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и меду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

 


  1. Какое событие описывается в сказании?
  2. Как удалось спасти город и его жителей?
  3. Докажите, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?


 

 

А.С.Пушкин. Лирика лицейского периода. «И.И. Пущину»

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика