Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин. «Узник». «Зимнее утро». Стихотворные размеры. Средства выразительности

 

План урока

  • История создания стихотворения «Узник»
  • Стихотворные размеры
  • Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Цели урока

  • Изучить содержание стихотворений «Узник», «Зимнее утро»
  • Уметь определять размер стихотворений, находить в стихотворении антитезу

 

Вступление

 

Сегодня на уроке мы узнаем об истории создания стихотворения «Узник». Прочитаем стихотворения А.С. Пушкина «Узник» и «Зимнее утро» и найдем в них средства выразительности. Узнаем, что такое антитеза и научимся ее определять. Желаем вам успехов!

 

История создания стихотворения «Узник»

 

После окончания лицея в Царском селе Пушкин пишет меткие, смешные пасквили на некоторых высокопоставленных лиц, а также оду «Вольность». Это вызвало недовольство императора Александра I, который упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Петербурга Милорадовичу арестовать поэта. В 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку.

 

Находясь в ссылке, пишет стихотворение «Узник». Основной темой стихотворения стало стремление к свободе и борьба за нее. Это стихотворение строится на приеме антитезы.

 


Антитеза – это противопоставление контрастных понятий или образов.


 

Узник

 

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

 

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

 


  1. Какое событие в жизни А. С. Пушкина вдохновило его на создание стихотворения «Узник»?
  2. Определите тему и идею стихотворения.
  3. Какие образы противопоставляются в стихотворении?


 

Стихотворные размеры

 

Стихотворения отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похожа на предыдущую, в них одинаково расположены ударные и безударные слоги.

 

Для того, чтобы правильно определить размер стихотворения, необходимо расставить в нем ударения.

 


Условные обозначения:

­­_ ударный слог

безударный слог


 

Далее необходимо определить двусложный или трехсложный перед нами размер стихотворения. Для этого необходимо найти минимальное количество безударных слогов _ между двумя ударными _.  Один безударный слог между двумя ударными – двусложный размер. Два безударных между ударными – трехсложный. 

 


_ _ – Двусложный размер

_ _ _ – Трехсложный размер


 

Если перед нами двусложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в пары. Эта группа слогов, на один из которых падает ударение называется стопа.

 


Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.


 

Находим часто повторяющуюся пару и по ней определяем размер стихотворения:

 

Чаще всего повторяется стопа    _ _ , значит размер этого стихотворения –  хорей .

 


_' _ – хорей

_ _' – ямб


 

ЗИМНЕЕ УТРО

 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче… погляди в окно:

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 


  1. Определи тему и идею стихотворения.
  2. Есть ли в стихотворении антитеза? Выпиши, если есть.
  3. Определи размер стихотворения, следуя инструкции.

 

 

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Часть 1

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика