- История создания стихотворения «Узник»
- Стихотворные размеры
- Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
- Изучить содержание стихотворений «Узник», «Зимнее утро»
- Уметь определять размер стихотворений, находить в стихотворении антитезу
Вступление
Сегодня на уроке мы узнаем об истории создания стихотворения «Узник». Прочитаем стихотворения А.С. Пушкина «Узник» и «Зимнее утро» и найдем в них средства выразительности. Узнаем, что такое антитеза и научимся ее определять. Желаем вам успехов!
История создания стихотворения «Узник»
После окончания лицея в Царском селе Пушкин пишет меткие, смешные пасквили на некоторых высокопоставленных лиц, а также оду «Вольность». Это вызвало недовольство императора Александра I, который упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Петербурга Милорадовичу арестовать поэта. В 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку.
Находясь в ссылке, пишет стихотворение «Узник». Основной темой стихотворения стало стремление к свободе и борьба за нее. Это стихотворение строится на приеме антитезы.
Антитеза – это противопоставление контрастных понятий или образов.
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»
- Какое событие в жизни А. С. Пушкина вдохновило его на создание стихотворения «Узник»?
- Определите тему и идею стихотворения.
- Какие образы противопоставляются в стихотворении?
Стихотворные размеры
Стихотворения отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похожа на предыдущую, в них одинаково расположены ударные и безударные слоги.
Для того, чтобы правильно определить размер стихотворения, необходимо расставить в нем ударения.
Условные обозначения:
_ ударный слог
_ безударный слог

Далее необходимо определить двусложный или трехсложный перед нами размер стихотворения. Для этого необходимо найти минимальное количество безударных слогов _ между двумя ударными _. Один безударный слог между двумя ударными – двусложный размер. Два безударных между ударными – трехсложный.
_ _ – Двусложный размер
_ _ _ – Трехсложный размер

Если перед нами двусложный размер, то слоги в каждой строчке необходимо объединить в пары. Эта группа слогов, на один из которых падает ударение называется стопа.
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.

Находим часто повторяющуюся пару и по ней определяем размер стихотворения:

Чаще всего повторяется стопа _ _ , значит размер этого стихотворения – хорей .
_' _ – хорей
_ _' – ямб
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
- Определи тему и идею стихотворения.
- Есть ли в стихотворении антитеза? Выпиши, если есть.
- Определи размер стихотворения, следуя инструкции.