Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.И.Куприн. «Чудесный доктор»

Русская литература XX века

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»

 

План урока

  • А. И. Куприн
  • Своеобразие рассказа «Чудесный доктор»

Цели урока

  • Знать биографию А.И. Куприна, особенности жанра «рождественского рассказа», знать содержание и особенности рассказа «Чудесный доктор»

 

Вступление
 

В своем рассказе «Чудесный доктор» Александр Иванович Куприн старался как можно полнее раскрыть тему милосердия, человеколюбия, доброты. Образ самого чудесного доктора воплощает в себе неравнодушие, бескорыстие и душевную чуткость.  Рождественский рассказ был основан на реальных событиях, но от этого история становится еще более чудесной. Давайте прочитаем рассказ и ответим на главный вопрос: «Готовы ли мы творить чудеса?» 

 

Александр Иванович Куприн (1870–1938)

Александр Иванович Куприн родился в уездном городе Наровчате в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна. Любовь Алексеевна, мать писателя, происходила из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву. Там прошли ранние годы и отрочество будущего писателя.

 

Сначала писатель жил во вдовьем доме – благотворительном учреждении для вдов.

 

Бедность вынудила Любовь Алексеевну отдать семилетнего сына в сиротский пансион. В шесть лет мальчик был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Вторую Московскую военную гимназию. В 1887 году был зачислен в Александровское военное училище. 

 

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк. Армейская служба тяготила его, все больше времени он отдавал литературному творчеству, первые опыты которого относятся ко времени учебы в кадетском корпусе. В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, где продолжил писать. 

 

В 1905 году вышла повесть Куприна «Поединок», имевшая большой успех. 

 

После начала Первой мировой войны Куприн открыл в своем доме военный госпиталь. В ноябре 1914 года был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья, вернулся в Гатчину.

 

Писатель не принял политику военного коммунизма, был вынужден эмигрировать в Ревелу, с декабря 1919 года – в Гельсингфорс, с июля 1920 года – в Париж. В 1937 году по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину.

 

Литературовед О. Н. Михайлов, выделяя особенности таланта Куприна, писал: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: «добрый талант». Все произведения искусства пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».

 

Куприн особенно остро ощущает необходимость доброго отношения к людям, волею судьбы оказавшимся в тяжелейших жизненных условиях, поскольку сам он в детстве и юности в полной мере испытал нехватку доброго отношения, понимания, поддержки.

 

Своеобразие рассказа «Чудесный доктор»

 

«Чудесный доктор» – один из ранних рассказов Куприна – был впервые напечатан в рождественском номере газеты «Киевское слово» в 1897 году. Этому произведению присущи основные признаки святочного или рождественского рассказа. Хоть в подзаголовке есть указание, что это «истинное происшествие», в нем описано чудо.


Рождественский (святочный) рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера, в котором

действие, как правило, происходит накануне Рождества. Часто цель святочного рассказа – напомнить читателям о тех, кто беден и нуждается в сочувствии и помощи. Нередко в таких произведениях беднякам помогает волшебная сила. 


 

В 1897 году в Киеве, Александр Иванович услышал удивительную историю от знакомого банкира о докторе Пирогове Николае Ивановиче, который помог его семье, когда он был ребенком. В детстве у родителей банкира не хватало денег на еду и огонь, чтобы накормить и согреть детей в холодную зиму, они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной коморке. Но ситуация еще более ухудшилась, когда заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к богатым людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства в отчаянии, уже собирался покончить с собой, он неожиданно встретил доктора, который вылечил девочку, и помог семье встать на ноги.

 

Эта история стала основой рассказа «Чудесный доктор», в котором автор раскрывает  тему служения людям . Для Куприна было очень важно подчеркнуть правдивость истории, поэтому рассказ он начинает так: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь».

 

Смысл названия «Чудесный доктор» заключается в том, что обыкновенная помощь доктора, его неравнодушие оказывается для семьи Мерцаловых настоящим чудом. Доктор Пирогов становится неким волшебным рождественским подарком, спасшим главу семейства от самоубийства, девочку от болезни, и научившим мальчика Гришу тому, что добро порождает добро. Поэтому, повзрослев, мальчик, как и его спаситель, считает своим моральным долгом помогать нуждающимся, не требуя ничего взамен.

 

Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек. Необходимо обращать внимание на тех, кто нуждается в нашей помощи и не проходить мимо. Ведь даже незначительный добрый поступок может спасти чью-то жизнь или сделать ее лучше. Каждый человек должен приложить все усилия, чтобы бескорыстно творить добро.


1. Докажите, что «Чудесный доктор» – это рождественский рассказ.

2. Назовите основную мысль рассказа «Чудесный доктор».

3. Какие события из жизни Куприна вдохновили его на создание рассказа «Чудесный доктор»?

 

 

 

Н.С. Гумилев. Лирика

Русская литература XX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика