Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.А.Фет. Лирика

Русская литература XIX века

А. А. Фет. Лирика

 

План урока

  • Краткий рассказ о писателе
  • Природа как воплощение прекрасного в лирике А. А. Фета

Цели урока

  • Знать биографию А. А. Фета, особенности его пейзажной лирики
  • Уметь анализировать поэтический текст

 

Вступление
 

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством А. А. Фета. 

Узнаем об особенностях его лирики на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы ...». Дадим определение понятию «пейзажная лирика». 

Желаем вам успехов!

 

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

 

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. 

 

Будучи ребенком, он узнал, что не может носить имя отца – Афанасия Шеншина. Брак с Шарлоттой Фет был заключен уже после рождения сына. Впоследствии все свои беды он приписывал невозможности носить фамилию отца: «Если спросить, – писал он, – как называются все страдания, все горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет».

 

В течение всей жизни Фет стремился достичь материальной независимости. Жизнь наносила поэту удар за ударом, и, кроме горьких воспоминаний, она ничего не оставила в его сердце. Фет признавался, что из детства он вынес только «интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и тренирование в страхе изо дня в день».

 

После окончания немецкой школы-пансиона в городе Верро Фет в 1838 году поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Здесь он с упоением отдался поэтическому творчеству. 

 

В 1840 году Фет выпустил первый поэтический сборник «Лирический пантеон» и вскоре стал активным автором журналов «Отечественные записки», «Москвитянин». 

 

В 1845 году он завершил свое образование, отправился на службу в армию, а в 1853 году перешел в гвардию и мог бывать в Петербурге. 

 

Поэтическая одаренность Фета исключительна. Природа наградила его чувствительностью к красоте. Фет пытался в каждом стихотворении передать звуки и краски, ароматы. 

 


  1. Почему детство А.А. Фета нельзя назвать счастливым?
  2. Как А. А. Фет понимал красоту?


 

Природа как воплощение прекрасного в лирике А. А. Фета

 

В изображении природы Фет достиг небывалых высот. Он заявлял, что поэзия – это «ложь», потому лирик закрывает глаза на недостатки окружающего мира. Поэт был уверен, что задача поэзии – изобразить не предмет, а его «односторонний идеал».

 

Множество стихотворений Фета посвящено теме природы. Поэт искал идеал в ее красоте.

 


Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Через изображение природы раскрывается внутренний мир лирического героя.


 

В стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила» лирический герой остается наедине с природой. Одиночество вызывает у него смешанные чувства («Шумно, и жутко, и грустно, и весело»), в которых трудно разобраться («Я ничего не пойму»). Ощущение неясности происходящего создает атмосферу колдовства, зачарованности.

 

Затем чувства героя становятся отчетливыми: «Сладостен зов мне», потому что он слышит «тонко взывающий рог». Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть, что одиночество осталось позади.

 

В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич. Брак был невозможен, поскольку из-за проблем с фамилией он не могу претендовать на наследство, а значит и не смог бы материально обеспечить возлюбленную. Вскоре после расставания поэт узнал, что Лазич сгорела при пожаре. О своем решении он жалел всю жизнь и посвятил Лазич множество стихотворений. Возможно, именно ее представлял автор, когда писал стихотворение, именно нежное приветствие возлюбленной становится источником сил и вдохновения, позволяющим продолжать путь. 

 

Стихотворение «Еще майская ночь» наполнено восторгом от красоты природы. Поэт стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, дать ему вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. Стихи «рождаются», они не зависят от воли поэта, потому что красота природы повелевает ему творить.

 

Стихотворение было написано в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Невеста была обеспеченной, поэтому брак был для него шансом начать счастливую жизнь. К Боткиной поэт не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. 

 

Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы ...»  – одно из самых глубоких и значительных у Фета. Лирический герой размышляет о тяготах земной жизни. Жизнь природы так же полна трудностей: в ней случаются холода и метели, наносящие глубокие раны ее сыновьям-деревьям. Но деревья мужественно переносят невзгоды и несчастья: «Они стоят, молчат...» Образы березы и дуба неслучайны: и слабого, и более сильного могут настигнуть испытания. Каждый из них способен их вынести. 

 

В этом стихотворении важна идея о том, что весна не бывает вечной, что она - счастливое мгновение. Только переболевшей скорбями душе открываются ясные дни и «новые откровения». 

 

В лирике Фета тема природы соединяется с любовной и философской темами. Природа заключает в себе истинную красоту, служащую вдохновением для искусства. 

 


  1. В чем особенность пейзажной лирики А.А. Фета?
  2. О какой потере говорит А.А. Фет в своих стихотворениях?
  3. Чему, по мнению А.А. Фета, мы должны научиться у дуба, у березы?

 

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Трёхсложные размеры

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика