Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ветер

Атмосфера. Климат

Ветер

План урока

  • Почему дует ветер: потому что деревья качаются?
  • Какая польза от ветра и чем он опасен?

Цели урока

Сегодня вы узнаете: 

 

  • как рождается ветер и от чего зависят его сила, скорость и направление;
  • как люди использовали силу ветра раньше и делают это сейчас.

 

После изучения темы вы будете уметь: 

 

  • определять причины возникновения ветра, его направление и силу;
  • объяснять возможности использования ветра и опасности, связанные с ветром огромной силы;
  • строить розы ветров.

Разминка

  • Как называется воздушная оболочка Земли?
  • Из каких газов она состоит?
  • Почему деревья на улице качаются, а в море поднимаются волны?
  • Как называют полное отсутствие ветра?
  • Могла ли Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города» на самом деле совершить путешествие по воздуху в своем домике?

Почему дует ветер: потому что деревья качаются? 

 

Воздух постоянно перемещается. Даже если нам кажется, что ветра нет, он может быть не высоте в несколько десятков метров. Чем выше, тем сильнее ветер. Это большая проблема для строителей и жителей небоскребов.


Ветер – горизонтальное перемещение воздуха из  области высокого давления в область низкого давления.

 

Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер.  


 

Упражнение 1 

Ветер дует из пункта А в пункт Б. В каком случае ветер будет сильнее? 

 

1) А: 768 мм рт. ст. Б: 760 мм рт. ст. 

2) А: 776 мм рт. ст. Б: 753 мм рт. ст. 


Ветер называют по названию той стороны горизонта, откуда он дует: если с запада, значит, западный.


Упражнение 2


С каким ветром прилетела на зонтике волшебная няня Мэри Поппинс, если она появилась с востока?


Рис. 1. Анемометр Рис. 1. Анемометр

Направление ветра определяют с помощью флюгера (от нидерландского «флюгге» - крыло). Сегодня это элемент украшения.

Сейчас силу и скорость ветра (ее измеряют в баллах) можно определить с помощью прибора анемометра (рис. 1). Он может быть механическим и электронным. 

 

Сила ветра определяется по специальной 12-балльной шкале (шкала Бофорта) (рис.2). Самый  сильный ветер называется  ураган, это 12 баллов. Полное отсутствие ветра называется штиль, 0 баллов.

Рис. 2. Шкала Бофорта Рис. 2. Шкала Бофорта

Рис. 3. Постоянные ветры Рис. 3. Постоянные ветры

Ветры бывают сезонными и постоянными. Постоянные ветры образуются между областями постоянного высокого и низкого давления. К ним относятся пассаты, западные ветры умеренных широт и восточные (стоковые) ветры полярных областей. Если бы Земля не вращалась, ветры дули бы точно к северу или югу. Но из-за вращения Земли они отклоняются к востоку или западу.


Муссон  – сезонный ветер, который летом дует с моря на сушу, а зимой – с суши на море. Слово «муссон» - арабское, означает «сезон».


Вода нагревается медленнее, чем суша, но медленнее и остывает. Летом муссоны дуют с моря, а зимой – с суши (рис. 4). 

Рис. 4. Схема образования муссонов на Дальнем Востоке России Рис. 4. Схема образования муссонов на Дальнем Востоке России

Есть ветры, которые меняют направление два раза в сутки. Это бриз. Ночью бриз дует с суши на море, а днем с моря или крупного водоема на сушу.


 

Бризы  – это местные ветры, они меняют направление два раза в сутки.  


Рис. 5. Роза ветров для Владивостока Рис. 5. Роза ветров для Владивостока

Направление ветра отмечают на особом графике, который называется роза ветров (рис.  5). Чтобы построить розу ветров, нужно отметить количество дней, когда дул один ветер: откладываем соответствующее количество делений из центра, одно деление – один день. А затем соединяем получившиеся значения и можем увидеть, ветер какого направления преобладал. В центре розы ветров указывается количество дней без ветра.

Значение ветра

 

Ветер сделал возможным мореплавание на парусных судах и географические открытия, ветряные мельницы, подарил нам воздушных змеев, полеты на воздушных шарах и дирижаблях. 

Птицы и самолеты взлетают против ветра, чтобы увеличить подъемную силу. Мы получаем ветровую электроэнергию, используя силу ветра. Ветер приносит долгожданную прохладу и дождь летом, переносит на большие расстояние вещество Земли и помогает перелетам птиц. Ветер продолжает оставаться могучей стихией, не все тайны которой мы пока разгадали.


Контрольные вопросы

 

1. Почему дует ветер? Связано ли это с энергией Солнца? 

2. Как определяют направление и скорость ветра? 

3. Какими бывают ветры? 

4. Чем муссон отличается от бриза? 

5. Как называется диаграмма, на которой показаны преобладающие направления ветра за определенный период? 

6. Чем опасен ветер? 

7. Как человек использует ветер? 


 

Предыдущий урок
Влияние океана и рельефа суши на климат
Атмосфера. Климат
Следующий урок
Атмосфера: строение, значение, изучение
Атмосфера. Климат
  • Выделение. Обмен веществ

    Биология

  • Количественные числительные

    Русский язык

  • Процентное отношение двух чисел

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке