Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Градусная сеть на глобусе и картах

Топография. Планы местности. Карта

Градусная сеть на глобусе и картах

План урока

  • Что такое градусная сеть и зачем она нужна;
  • Кто придумал градусную сеть и почему она называется  «градусной»;
  • Какие точки соединяются меридианами;
  • Чему параллельны параллели;
  • Как особенности градусной сети влияют на то, как выглядит карта.

Вступление

<strong>Рис. 1. Карта волшебной страны Нарнии</strong> Рис. 1. Карта волшебной страны Нарнии

Конечно же, вы знаете истории о разных фантастических,  сказочных странах. И о том, как неудобно было героям  волшебных историй ориентироваться в этих странах. Мало  того, что карты неточные, да еще и описание конкретного места выглядело примерно вот так: «Ближайший к нарнийскому побережью остров — Гальма, славящийся мореходами. Если же плыть от Гальмы на северо-восток,  можно достичь Семи островов. Одинокие острова – архипелаг из трех островов,  расположенный в Великом Восточном море. При хорошем  ветре сюда можно доплыть от Семи островов за неделю» (рис. 1), такое описание есть в «Хрониках Нарнии». В книге  «Волшебник Изумрудного города» Элли должна была просто  идти по дорожке из желтого кирпича, пока не увидела бы сам город. Да и в других фантастических историях дело с  определением точного места обстоит не лучше: «пойди туда,  не знаю, куда…». 

<strong>Рис. 2. Шахматная доска</strong> Рис. 2. Шахматная доска

Совсем другое дело – шахматы. Или «морской бой».  Вы умеете играть в эти игры? Тогда вы точно знаете, что каждая клеточка, на которой стоит шахматная фигура или нарисован корабль, имеет свой точный адрес, состоящий из буквы и цифры, например, «а5» (рис. 2). По такому адресу найти  нужную клеточку совсем несложно. Например, какая фигура находится на доске «по адресу» «b8»? Белый конь. 

Похожие адреса мы слышим, когда, например, смотрим фильм  о военных или действиях спасательных служб: «объект находится в квадрате …». И все понимают, о каком месте идет  речь. Это не шифр, а особый язык, который вы тоже можете научиться понимать. Для этого достаточно разобраться с  линиями, которые нанесены на карту и глобус. Эти линии  называют градусной сетью. А еще нужно научиться  пользоваться особыми единицами измерения – градусами, но  измерять мы будем не температуру воздуха или воды, а углы. 

Цели урока

Сегодня вы узнаете: 

 

  • о том, что такое градусная сеть на карте и глобусе, когда и  зачем она появилась;
  • чем параллель отличается от меридиана;
  • откуда начинаются меридианы и почему нельзя найти  начало параллели.

После изучения темы вы будете уметь: 

 

  • использовать градусную сеть на карте и глобусе;
  • находить параллели и меридианы.

Разминка

  • Если бы земная ось существовала на самом деле, то в  каких двух точках она выходила бы на поверхность  Земли?
  • Как называется условная линия, которая может быть  проведена вокруг Земли, на одинаковом расстоянии от  каждой из этих точек?
  • На какие две части эта условная линия делит Землю?

Мы уже немного знакомы с градусной сетью. Это система  линий, которая помогает нам точно определить место какого-либо объекта. Мы уже знаем точный адрес планеты Земля. Но  адрес есть и у любого объекта на ее поверхности. Даже у самого небольшого. Например, вы ищете нужную книгу в библиотеке. Если библиотекарь скажет, что книга находится  «где-то там, вроде бы, сверху, на стеллаже у окна», то, возможно, вы будете искать ее очень долго. А если вам дадут точный адрес (или координаты): «стеллаж 3, вторая полка снизу, на полке слева», то вы быстро найдете книгу.  

 

<strong>Рис. 3. Морской бой</strong> Рис. 3. Морской бой

Координаты есть не только у планеты Земля или книги на  полке, но и у любого объекта Вселенной, у любой точки на поверхности Земли. Это похоже на шахматную доску или «морской бой» (рис. 3). Какой «адрес» у клеточки, которая закрашена желтым? (и5).

На поверхности Земли таких клеточек нет, они воображаемые, а вот на карте или глобусе их можно увидеть. Линии проведены через определенное количество градусов,  поэтому такой рисунок и называют «градусная сеть» или «градусная сетка». Она позволяет определить адрес или координаты любого объекта на поверхности Земли. Градусную сеть относят к математической основе глобуса и карты. 


Градусная сеть – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, которую используют для определения географических координат точек земной поверхности или нанесения на карту объектов по их координатам. 


<strong>Рис. 4. Схематичная градусная сеть на глобусе</strong> Рис. 4. Схематичная градусная сеть на глобусе

Градусную сеть составляют особые линии – меридианы и параллели. Выглядит градусная сеть, если бы мы изобразили ее на глобусе в очень упрощенном виде, вот так (рис. 4). Конечно же, это изображение условное, хотя и передает особенности градусной  сети. 

На глобусе градусная сеть выглядит иначе (рис. 5). Если параллели и меридианы  проводить на значительном расстоянии друг от друга, градусная сеть немного похожа на шахматную доску или поле  для игры в морской бой. 

<strong>Рис. 5. Градусная сеть на глобусе</strong> Рис. 5. Градусная сеть на глобусе

Но каждая такая клеточка огромна, в ней может поместиться  множество географических объектов. Поэтому параллели и  меридианы можно проводить гораздо ближе друг к другу, чтобы клеточки были как можно меньше, а возможность определить место объекта более точно – выше. Обычно на школьном глобусе и учебной карте параллели и меридианы  проводят через 10°. «Клеточки» выглядят как квадратики шахматной доски только вблизи экватора, чем ближе к  полюсам, тем больше они отличаются от квадратов. 


Сколько параллелей и меридианов можно начертить на глобусе?


<strong>Рис. 6. Разделили апельсин «по меридианам»</strong> Рис. 6. Разделили апельсин «по меридианам»

Мы можем изобразить на глобусе или карте любое количество меридианов и параллелей. Представьте, что глобус – это апельсин. Мы можем разрезать его разными способами, но основных способов два: разделить на дольки и разрезать поперек, кружочками. В первом случае у нас получатся «дольки» по меридианам (рис. 6), а во втором  (если разрежем ровно) – «кружочки» по параллелям(рис. 7).  

<strong>Рис. 7. Разделили апельсин «по параллелям»</strong> Рис. 7. Разделили апельсин «по параллелям»

Конечно, на рисунке разрезы не совсем  ровные. Но можно заметить, что линии  разрезов параллельны друг другу. Так же,  как и настоящие параллели на глобусе. А  еще заметно, что все меридианы  одинаковой длины, а параллели – разные: кружочки ближе к середине  большие, а дальше от середины – маленькие. 

Кто придумал градусную сеть

<strong>Рис. 8. Средневековое изображение Клавдия Птолемея</strong> Рис. 8. Средневековое изображение Клавдия Птолемея

Первые изображения земной поверхности выполнялись без градусной сети. Считают, что впервые использовал градусную сеть греческий ученый Клавдий Птолемей (90-170 н. э.) (рис. 8). Он полагал, что с помощью астрономии и математики Земля может быть точно отображена на карте и пытался задавать положение географических объектов на поверхности Земли с помощью системы координат с параллелями и меридианами. Птолемей создал первую карту мира (из дошедших до нас) с параллелями  и меридианами и другие картографические произведения. К сожалению, они дошли до наших дней только в виде  средневековых изображений, которые были составлены на  основе древних описаний. Поэтому мы лишь приблизительно  можем оценить вклад Клавдия Птолемея в развитие  картографии – науки о картах. 

<strong>Рис. 9. Карта Птолемея (современное изображение на основе средневековых источников)</strong> Рис. 9. Карта Птолемея (современное изображение на основе средневековых источников)

Карта мира, составленная Птолемеем (рис. 9), конечно же, не охватывает весь мир, но довольно подробно изображает ту его часть, которая была  известна во  времена Птолемея. Главная ее особенность – на этой карте есть  параллели и меридианы.  

<strong>Рис. 10. Гиппарх (возможно)</strong> Рис. 10. Гиппарх (возможно)

В своих трудах Клавдий Птолемей опирался на исследования и работы более древних авторов. Например,  Гиппарха Никейского (190 – 120 до н.э.) (рис. 10), который впервые использовал градусную сеть для определения координат. Градусную сеть Гиппарха мы можем видеть на карте Птолемея. Как выглядел сам Гиппарх – сказать сложно, сохранившиеся изображения только условно можно считать его портретами (рис. 7). Но был одним из  самых выдающихся астрономов и  математиков своего времени.

Считается что понятия «меридиан» и «параллель» были введены в науку Эратосфеном (276–194 до н. э.). Мы уже немного знакомы с его выдающимися открытиями. 

 

«Градусной» сеть назвали по одной простой причине: в градусах измеряются величины углов, а параллели и меридианы проведены на глобусе или карте не просто так, они связаны с определенными углами. Мы более подробно объясним это в следующих темах. 


На сколько лет раньше Птолемея родился Гиппарх? (на 180 лет) 

На сколько лет раньше Гиппарха родился Эратосфен? (на 86 лет) 

 

Сколько градусов в окружности? (Например, когда вы прыгаете, поворачиваетесь и оказываетесь лицом в ту  же сторону, как и до прыжка) (360°) 

А сколько градусов в половинке окружности? (если  прыгнул и повернулся в другую сторону) (180°) 


Какие точки соединяются меридианами


<strong>Рис. 11. Меридианы и параллели</strong> Рис. 11. Меридианы и параллели

Меридианы (от латинского слова meridianus — «полуденный») — воображаемые линии, соединяющие Северный и Южный полюсы (рис. 11). Меридианы называют «полуденными линиями», так как в полдень тень от предмета, находящегося на поверхности Земли, совпадает с линией меридиана. 


<strong>Рис. 12. Апельсин разрезали на «Западное и Восточное полушария»</strong> Рис. 12. Апельсин разрезали на «Западное и Восточное полушария»

На глобусе они выглядят как половинки окружностей (вспомните дольки апельсина). Все меридианы одинаковой  длины. Меридиан можно провести через любую точку на поверхности Земли. Все меридианы показывают направление  «север – юг». Чтобы не запутаться, выбрали начальный (или нулевой) меридиан (рис. 11). От него и ведут отсчет на запад и на восток до меридиана, находящегося на 180°. Начальный меридиан и меридиан 180° делят Землю на  Западное и Восточное полушария. Это выглядит так, как будто мы разрезали апельсин пополам вот таким образом (рис. 12). 


Упражнение 1  

 

Определите, какая сторона горизонта будет у вас  справа и слева, если вы в полдень стоите лицом  к Солнцу (и находитесь в Северном полушарии,  например, в России). 

  

Упражнение 2  

 

Чему равна длина меридиана в километрах, если он  приблизительно равен половинке экватора? Длину экватора считают примерно равной 40 000 км. 

  

Упражнение 3  

 

Чему равна длина 1° по меридиану в километрах, если весь меридиан равен 180°, а длину в километрах мы сосчитали в предыдущем упражнении? (Если очень сложно, сосчитайте на калькуляторе). 


Чему параллельны параллели


Параллели (от греческого слова раrаllelos — «идущий  рядом») — окружности, параллельные экватору — воображаемые линии, которые на карте и глобусе показывают направление с запада на восток (рис. 11). Самая длинная параллель – это экватор


<strong>Рис. 13. Апельсин разрезали на «Северное и Южное полушария</strong> Рис. 13. Апельсин разрезали на «Северное и Южное полушария

На глобусе параллели выглядят как окружности (вспомните кружочки апельсина). Все параллели разной длины. Параллель можно провести через любую точку на поверхности Земли. Все параллели показывают направление «запад – восток». Чтобы  не запутаться, отсчет ведут от экватора (рис. 11) на север и на юг до точки, находящейся на 90°, то есть, до Северного и  Южного полюса. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария. Это выглядит так, как будто мы разрезали  апельсин пополам вот таким образом (рис. 13).  


Упражнение 4  

 

Определите, какая сторона горизонта будет у вас позади, если вы стоите лицом к Северному полюсу. 

  

Упражнение 5  

 

Если мы на глобусе или на карте полушарий (рис. 14) найдем меридиан 0°, проходящий через пригород Лондона, то убедимся, что он проходит и через другие географические объекты. Найдите еще 2 любых объекта (материка, моря, залива), которые находятся на этом же меридиане. 

 

<strong>Рис. 14. Карта полушарий</strong> Рис. 14. Карта полушарий

 

Упражнение 6  

 

Найдите на карте полушарий (рис. 14) экватор. Пройди по экватору с запада на восток от начального меридиана, соверши «кругосветное путешествие». Какие материки и океаны ты пересек на своем пути?


Как особенности градусной сети влияют на то, как выглядит карта  

  

Карты (в отличие от глобуса) могут выглядеть по-разному. Например, карта полушарий (рис. 14) похожа на разрезанный глобус. А карта России (рис. 15) похожа на развернутый колпачок именинника.  

 

<strong>Рис. 15. Карта России</strong> Рис. 15. Карта России

 

Все дело в форме градусной сети. Она может быть очень  разной и придает разную форму тем картам, которые  изображаются на ее основе. Математический способ изображения поверхности Земли на карте называется  картографической проекцией. Сравни изображение человеческой головы, выполненное с помощью разных картографических проекций (рис. 16). Некоторые из них кажутся карикатурными, но зато позволяют понять, что подобные неточности появляются и при изображении  поверхности Земли на карте. Картографы выбирают такой  способ, при котором на изображении будет как можно меньше  неточностей, искажений. 

 

<strong>Рис. 16. Изображение головы человека с помощью разных картографических проекций</strong> Рис. 16. Изображение головы человека с помощью разных картографических проекций


Контрольные вопросы  

  

1. Зачем нужна градусная сеть? 

2. Кто ее придумал? 

3. Из каких элементов она состоит? 

4. От какого меридиана ведется отсчет остальных  меридианов? 

5. Существует ли главная параллель? 

6. Верно ли, что длина всех параллелей одинакова? 

7. На что влияет форма градусной сети? 


Ответы

Упражнение 1  

  

Справа – запад, слева – восток. 

  

Упражнение 2  

  

Длина меридиана около 20 000 км (половина длины экватора). 

  

Упражнение 3  

 

Длина 1 ° меридиана в километрах – около 111,1 км (20 000 км: 180°). 

 

Упражнение 4  

 

Позади будет юг. 

 

Упражнение 5  

 

Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Евразия, Средиземное море, Африка, Гвинейский залив, Антарктида. 

 

Упражнение 6  

 

Атлантический океан, Африка, Индийский океан, Тихий океан, Южная Америка.


Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты Теория

Топография. Планы местности. Карта

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика