Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Воздушное питание. Фотосинтез

Растения и грибы

Воздушное питание. Фотосинтез

 

Разминка

  • Какие вам известны органические вещества?
  • Какое внутреннее строение имеет лист?
  • Почему листья растений имеют зеленую окраску?

План урока

  • Процесс фотосинтеза
  • Опыты, выявляющие необходимые условия для фотосинтеза
  • Значение фотосинтеза

Цели урока

  • Знать: определение фотосинтеза, механизмы фотосинтеза и его значение
  • Уметь: сравнивать процессы почвенного и воздушного питания, объяснять роль зеленых растений в жизни Земли, формулировать выводы

 

Зеленые растения нас окружают повсюду. И днем, и ночью в них протекают процессы почвенного и воздушного питания. В процессе почвенного питания растения получают необходимые им минеральные вещества. Воздушное питание обеспечивает растения органическими веществами, например, глюкозой. Органические вещества растения синтезируют самостоятельно. 

 

Какой же процесс обеспечивает растениям такие волшебные превращения?

 

Процесс фотосинтеза

 


Растения синтезируют органические вещества самостоятельно, используя для этого воду, неорганические вещества и солнечный свет. Этот процесс называется фотосинтез .


 

Рис.1. Фотосинтез Рис.1. Фотосинтез

Способность к фотосинтезу является важнейшим свойством зеленых растений. В кожице листа имеются устьица, через которые происходит газообмен. В процессе фотосинтеза в лист через устьица из атмосферы поступает углекислый газ, а выделяется кислород, который является побочным продуктом этого процесса (рис.1).

 

Используя воду и минеральные вещества, поступающие через корень, а также углекислый газ, растения синтезируют углеводы, в частности глюкозу - простой сахар, который может использоваться на процессы жизнедеятельности или откладываться в запас в виде крахмала. Крахмал может снова превращаться в глюкозу, которая идет на построение других органических веществ (белков, жиров).

 

Опыты, выявляющие необходимые условия для фотосинтеза

 

Опыт 1. На один из листьев комнатного растения, например герани, прикрепим с двух сторон плотную черную бумагу, не пропускающую свет. На ней вырежем любую фигуру. например треугольник (рис.2). Выдержим растение 2-3 дня в полной темноте для того, чтобы органические вещества, имеющиеся в тканях листа, полностью израсходовались. Выставим растение герани на солнечный свет на сутки. После этого срежем опытный лист, снимем с него трафарет и прокипятим лист в воде 2-3 минуты, затем опустим в горячий спирт. После кипячения лист обесцветится, так как эта процедура разрушает хлорофилл. Нанесем йод на поверхность листа и обнаружим, что треугольник, который находился на свету окрасится в темно-синий цвет.

 

Рис.2. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету в листьях Рис.2. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету в листьях

 

Данная реакция доказывает наличие в листе крахмала, который образуется на свету, так как крахмал при взаимодействии с йодом синеет. 

 

Вывод: на свету в зеленых частях растениях образуется крахмал.

 

Рис.3. Хлорофитум хохлатый Рис.3. Хлорофитум хохлатый

Опыт 2. Некоторые растения имеют листья с белыми полосками или окаймлением. Проделаем первый опыт с растением хлорофитума хохлатого, имеющего белые полосы на листе (рис.3). Нанесение йода на лист после кипячения не меняет окраску белых полос на синий цвет. Значит в них не образуется на свету крахмал, потому что в белых частях листа нет хлорофилла.

 

Вывод: для образования органических веществ необходим хлорофилл. 

 

Опыт 3. Для этого опыта комнатное растение выдерживают в абсолютной темноте 2-3 суток. Затем один лист помещают в колбу, в которую налита известковая вода и плотно закрывают горлышко колбы ватным тампоном (рис.4).

 

Рис.4. Опыт, доказывающий участие углекислого газа в образовании крахмала Рис.4. Опыт, доказывающий участие углекислого газа в образовании крахмала

 

Известно, что известковая вода поглощает углекислый газ.

 

Выдержим растение на свету примерно сутки. После этого проверим наличие крахмала в листе, предварительно прокипятив его в воде 2-3 минуты и поместив в горячий спирт. Реакции на йод не будет, т.е. лист не посинеет, значит крахмал не образовался.

 

Вывод: для образования крахмала необходим углекислый газ. 

 

Опыт 4. Водное растение элодею поместим в стеклянную воронку и опустим в сосуд с водой. На кончик воронки наденем пробирку с водой и поместим растение на солнечный свет (рис.5). То же самое проделаем с другим растением элодеи и оставим его в темноте. Через некоторое время в пробирке, которая была на свету, мы сможем наблюдать пузырьки газа. Когда газ вытеснит из пробирки воду, осторожно снимем ее и опустим туда тлеющую лучину - она вспыхнет. Это свидетельствует о наличии в пробирке кислорода, т.к. он поддерживает горение.

 

Рис.5. Опыт, доказывающий выделение кислорода на свету растениями Рис.5. Опыт, доказывающий выделение кислорода на свету растениями

 

Если опустить лучину в пробирку с растением, находящимся в темноте, горения наблюдаться не будет.

 

Вывод: кислород выделяется растениями только на свету.

 

Значение фотосинтеза

 

Растения, используя солнечную энергию в процессе фотосинтеза, образуют органические вещества, которые в дальнейшем используют сами, а также передают органические вещества другим живым организмам по пищевым цепям. Таким образом, растения обеспечивают все другие живые существа энергией, полученной ими от Солнца.

 

Залежи полезных ископаемых растительного происхождения, такие как нефть, газ, каменный уголь, хранят по сей день энергию Солнца, которая достигла Земли миллионы лет назад. Сжигая топливо, эта энергия выделяется в виде тепла и света, что человек использует в своей хозяйственной деятельности.

 

В процессе фотосинтеза растения поглощают большое количество углекислого газа, поэтому его содержание в атмосфере остается примерно на одном уровне. Выделяемый зелеными растениями в процессе фотосинтеза кислород, используется живыми организмами для дыхания, и соответственно для получения энергии.


Контрольные вопросы

  1. Чем отличается почвенное питание от воздушного?
  2. Что такое фотосинтез?
  3. Какие условия необходимы растениям для протекания процесса фотосинтеза?
  4. В чем биологическое значение фотосинтеза?


Выводы

Фотосинтез – процесс образования органических веществ в растениях, с использованием неорганических веществ и солнечного света. Для протекания процесса фотосинтеза необходимо наличие света, углекислого газа и хлорофилла в листьях. В процессе фотосинтеза растениями выделяется кислород. Фотосинтез имеет большое значение в жизни планеты.

Дыхание растений

Растения и грибы

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика