Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание согласных в корне слова

Орфография

Правописание согласных в корнях слов

План урока

  • Алгоритм распознавания орфограмм на правописание согласных в корнях
  • Правила правописания согласных в корнях слов

Цели урока

  • Знать три типа орфограмм, связанных с правописанием согласных в корнях слов
  • Уметь распознавать знакомые орфограммы, применять правило правописания согласных в корнях слов

Как вы помните, в русском языке некоторые согласные звуки оглушаются на конце слов, а также звучат звонко, глухо или вообще не звучат, если оказываются рядом с другими согласными. Подобные случаи орфограмм для согласных звуков закрепляются правилами, суть которых вы помните еще из начальной школы, однако повторим их. 

 

Алгоритм распознавания орфограмм на правописание согласных в корнях

 

В корне слова ча...ка есть орфограмма, так как есть выбор написания буквы - ш или ж. Однокоренное слово чашечка содержит зву [ш], значит, и в слове чашка пишется буква ш.

 

В корне слова нена...ный также есть орфограмма, потому что есть выбор в написании или пропуске буквы т. В однокоренном слове ненастье в корне отчетливо слышится звук [т], значит, в слове ненастный эта буква необходима.

 

В слове во...зал тоже есть орфограмма, так как есть сомнения в выборе согласных букв, обозначающих парные согласные звуки [г] и [к]. Подбор однокоренных слов или формы слова не дает возможности прояснить наличие точного звука, поэтому написание данного слова следует проверить по словарю и запомнить — вокзал

 

Правила правописания согласных в корнях слов


Согласные в корне, как и гласные, бывают 2 типов — проверяемые и непроверяемые.


Проверяемые точно так же опираются на произношение. Непроверяемые — запоминаются и регламентируются словарями.

 

Когда в конце слова или рядом с другой согласной стоит выбор написания букв, соответствующих парным согласным звукам ([б] — [п], [в] —  [ф], [г] — [к], [д] — [т], [з] — [с], [ж] — [ш]), пишется та буква, которая стоит в этом слове перед гласным, если изменить слово или подобрать однокоренное. 

 

Рассмотрим примеры!

 

Ро[к] — “рог” или “рок”?

 

Оба варианта возможны:

 

рок — рокеры 

рог — рогатый 

 

Но[ш]ка — “ношка” или “ножка”?

 

Здесь верным будет только один вариант:

 

ножка — ноженька

 

Если подбор слова невозможен, то стоит опираться на словари: рюкзак, вокзал, экзамен, анекдот и т.п.

 

Когда на стыке нескольких согласных согласный звук не произносится, то проверка написания буквы зависит от наличия или отсутствия этого согласного, если изменить форму слова или подобрать однокоренные слова: 

 

яро[сн]ый – яростный — ярость

 

Если подбор слова невозможен, то стоит опираться на словари: праздник, лестница, ровесник и т.п.

 

Существует еще один вид орфограмм — это удвоенная согласная в корне слова: 

класс, гамма, шоссе, Россия, терраса и т.п. Правописание этих слов опирается только на данные словарей.


Контрольные вопросы

 

1. Что значит проверяемая и непроверяемая согласная

2. Обратите внимание на 2 слова: аллея и алея — и попробуйте сформулировать, какое условие в этом случае нужно учитывать при работе с орфограммами.


Чередование гласных Е/И в корне слова

Орфография
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История