Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Фонетика. Звуки. Слог. Ударение

Фонетика

Фонетика. Звуки. Слог. Ударение

План урока

  • Устная речь
  • Звуки речи и фонетика
  • Гласные звуки
  • Согласные звуки
  • Слог. Ударение

Цели урока

  • Знать, что такое устная речь, фонетика, звуки, транскрипция, гласные звуки, согласные звуки, слог, словесное ударение, логическое ударение
  • Уметь анализировать звуковой состав слова, различать звучащее и написанное слово

Как известно, любой новый материал опирается на уже известные нам факты, т.е. на уроках русского языка мы будем дополнять знания, усвоенные ранее, новой информацией. Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуках русской речи, и углубим эти знания. 

 

Устная речь


Речь бывает двух типов: устная , т.е. звучащая, произносимая, слышимая, и письменная , т.е. записанная с помощью букв, читаемая. 


Письменная речь в любом языке — более позднее явление. Речь долгое время существует и формируется у нации исключительно в устной форме. Появление письменности — это важный этап в развитии языка. У древних славян (древних носителей нашего языка) письменность появилась в 10 веке — 11 веков назад. Письменность опирается на уже звучащую речь, и буквы подбираются под звуки речи. 

 

С течением веков устная речь меняется, письменность также претерпевает изменения — так формируются правила орфографии. 

 

В древности преимущество письменной речи заключалось в том, что в древние времена она помогала сохранять и передавать знания большему количеству людей. Звучащая речь могла быть воспринята только в живом общении, и это ограничивало круг посвященных, имеющих знания. В XX веке, с появлением записывающих и передающих звучащую речь устройств (граммофон, радио, телефон, телевидение, интернет), ограничений к получению информации и знаний нет. 

 

Звуки речи. Фонетика


Раздел лингвистики (языкознания), который изучает звуки и звучащую устную речь, называется  фонетикой.


Устная речь состоит из звуков, которые по отдельности, сами по себе, ничего не значат, только складываясь в особом порядке, они образуют слова: [д], [а], [а], [в] – [вада].

Рис. 1. Строение речевого аппарата Рис. 1. Строение речевого аппарата

Устная речь — это поток звуков, которые возникают в ротовой полости. Человек говорит, и поток воздуха из легких проходит через речевой аппарат человека: горло, гортань, голосовые связки, рот, язык, зубы, нос, губы. Колебания воздуха, которые возникают в результате работы связок, создают звуки. В создании звуков активное участие принимает человеческий мозг: именно он подает сигналы в речевой аппарат человека.

 

Учась говорить, ребенок в первые годы жизни сначала привыкает к звучанию звуков родного языка, наблюдает за тем, как их произносят окружающие, старается понять значение слов, а потом тренируется в их произнесении и использовании в речи. 

Для анализа звукового состава слова используется  транскрипция  — система знаков, которая используется для графической записи звучания слова. 

 

Обратите внимание на правила записи транскрипции:

 

  • транскрипция записывается в квадратных скобках – [   ];
  • буквы используются те же, что и для письменной речи, но без соблюдения правил орфографии: слова записываются именно так, как слышатся: [фсʼоʹ], [жылаʹ], [лʼису], [клаʹт], [мъладоʹвъ];
  • заглавные буквы не используются: [маскваʹ]
  • важно обозначать ударения в словах: [арбуʹс], [шыʹлъ];
  • мягкость согласного обозначается специальным знаком – [ʼ]: [чʼоʹлкъ], [лоʹткʼь];
  • для обозначения двух звуков на месте букв е, ё, ю, я используется символ, обозначающий звук йот – [j’]: [jʼаʹщʼьк], [б’jʼуʹ].

 

Гласные звуки


Все звуки речи разделяются на гласные и согласные.  


Гласные звуки создаются при помощи голоса. Это значит, что воздух проходит через голосовой аппарат, не встречая препятствий. В речевом потоке именно гласные звуки создают слоги. 

 

В русском языке всего 6 гласных звуков: [а], [э], [о], [и], [ы], [у]. 

 

  • Под ударением все гласные звуки хорошо различаются — мы слышим их четко и определенно: [моʹк] — [маʹк] — [муʹк] – [мʼиʹк].
  • В первом предударном слоге звуки, обозначаемые буквами о или а (после твердых согласных) звучат одинаково – как ослабленный [а]: [вада́], [зар’а́];
  • В остальных безударных слогах на месте букв о или а (тоже после твердых согласных) мы слышим и произносим сверхкраткий звук, который обозначается специальным знаком – [ъ]: [мълако́], [р'э́чкъ];
  • В первом предударном слоге звуки, обозначаемые буквами е, и, а, я (после мягких согласных) звучат одинаково – как ослабленный [и]: [л’исно́j’], [ч'исы́];
  • В остальных безударных слогах на месте букв е, и, а, я (после мягких согласных) мы слышим и произносим сверхкраткий звук, который обозначается специальным знаком – [ь]: [до́м’ьк’ь], [ч'ьсаво́й];
  • Cверхкраткие звуки [ъ] и [ь] никогда не бывают первыми в слове, на месте начальных о, а после твердых согласных или е, и, а, я после мягких согласных в безударной позиции всегда произносится либо ослабленный [а], либо ослабленный [и]: [ап'ил'с'и́н], [играво́j].

Очевидно, написание и звучание многих слов не совпадают. Именно поэтому нам важно научиться различать звучащую (устную) и письменную речь. 

 

 

Согласные звуки 

 

Для образования согласных звуков необходим шум. 

 

Это значит, что воздух, проходя через ротовую полость, встречается с препятствием, это и создает звучание согласного звука. 

 

Если для создания звука используется и шум, и голос, то образуются звонкие согласные. 

 

Если только шум — глухие согласные. 

 

В русском языке 36 согласных звуков:

Рис. 2. Согласные звуки Рис. 2. Согласные звуки

Многие согласные звуки формируют пары: по звонкости/глухости и мягкости/твердости. 

 

  • Не имеют пар по твердости всегда мягкие [чʼ], [щʼ], [jʼ].
  • Не имеют пар по мягкости всегда твердые [ж], [ш], [ц].
  • Не имеют пар по звонкости всегда глухие [ц], [чʼ], [щʼ], [х], [хʼ].
  • В русском языке 9 сонорных звуков — всегда звонких, не имеющих пары по глухости согласных: [jʼ], [л], [лʼ], [м], [мʼ], [н], [нʼ], [р], [рʼ].
  • Отдельно называют 4 шипящих согласных: [ж], [ш], [чʼ], [щʼ].

 

Четыре звука в русском языке образуются с помощью носовой полости — их называют носовыми: [м], [мʼ], [н], [нʼ]. У остальных 32 согласных звуков препятствие для шума образуется в ротовой полости, поэтому их принято называть ротовыми

 

Если в слове сталкиваются 2 одинаковые согласные, они создают долготу согласного, например, в слове рассориться: [ра с͞оʹрʼица].

 

 

Слог. Ударение


В речевом потоке слова разделяются на слоги.  


Гласный звук, звучащий с помощью голоса, и согласный, образующийся благодаря шуму, сочетаются и позволяют плавно выстроить поток воздуха. Слоги создают гласные звуки: слог может состоять из одного гласного звука или из сочетания согласных и гласного: [мъ-ла-д’э́ц], [а-ч’к’и́].

 

Один слог внутри слова в русском языке обязательно обладает ударением. Русское ударение силовое, это означает, что гласный в нем звучит отчетливее, чем в остальных слогах. Поэтому в русском слове один ударный слог, а остальные — безударные

 

Предлоги, союзы, частицы не обладают ударением и в речевом потоке соединяются с рядом стоящим словом: по лесу — [па-лʻэ́су], пойди же — [паj’дʼи́-жы], в шапке — [ф-ша́пкʼь].

 

Русское ударение разноместное. Это значит, что оно может находится в любом слоге слова: в первом, втором, третьем: со́лнышко, избу́шка, грозово́й.

 

Русское ударение подвижное: в одной форме слово может иметь ударение на одном слоге, а в другой форме ударение перемещается на другой слог: по́нял — поняла́, зерно́ — зё́рна.

 

При построении предложений в русском языке важную роль играет логическое ударение — звуковое, интонационное выделение слова для придания ему бОльшего значения:

 

Ты решил задачу? 

Ты решил задачу? 

Ты решил задачу


Контрольные вопросы

 

 

  1. Какая речь появилась первой — устная или письменная?
  2. Что такое фонетика? Зачем нужна транскрипция?
  3. Назовите гласные звуки русского языка.
  4. Назовите количество согласных звуков русского языка. Сколько из них имеют пары по твердости — мягкости? Сколько из них имеют пары по глухости — звонкости?
  5. Как образуются слоги?
  6. Каковы особенности русского ударения?


Правописание глаголов. НЕ с глаголами. Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ

Орфография
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История