Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

Русская литература XX века

28.06.2025
2590
0

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

 

План урока

  • Слово о К.Г. Паустовском
  • Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб»
  • Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы»

Цели урока

  • Знать биографию К.Г. Паустовского, содержание рассказов «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», значение литературоведческих терминов  
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

Распределите эпизоды из произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в соответствии с их местом в композиции:

 

Эпизод

Элемент композиции

1

Алёша знакомится с королем Подземного царства, получает награду за спасение Чернушки

А

Экспозиция

2

Предательство Алёши

Б

Завязка

3

Алёша заступается за любимую курицу

В

Развитие

4

Прощание Чернушки с Алёшей

Г

Кульминация

5

Знакомство читателя с местом и временем действия, главным героем – Алёшей 

Д

Развязка

 

 

Рис. 1. Автор неизвестен. К.Г. Паустовский. Рис. 1. Автор неизвестен. К.Г. Паустовский.

Слово о К.Г. Паустовском

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)

 

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Он был третьим из четырёх детей. Его отец работал на железной дороге и отличался увлекающимся характером, который перенял будущий писатель: К.Г. Паустовский будет много путешествовать, что станет плодотворной почвой для сюжетов его произведений. Следует сказать, что семья К.Г. Паустовского отличалась многонациональным богатством: в его родословной есть и польские, и казацкие, и турецкие корни.

 

Детство и школьные годы будущего писателя прошли в Киеве, где он обучался в Киевской гимназии. Именно в это время он пробует себя в литературном творчестве. Подростком К.Г. Паустовский много читал, как и его сверстники. Особенно сильно его впечатляли романтические произведения, среди которых с особой нежностью он выделял произведение Александра Грина «Алые паруса».

 

После выпуска К.Г. Паустовский поступил в Киевский университет, из которого довольно быстро перевёлся в Московский. Но и там он бросил учёбу, предпочитая работать. За свою жизнь К.Г. Паустовский пробовал себя и в роли кондуктора трамвая, и в качестве учителя, работал корректором и репортером. В Первую мировую войну отправился на фронт санитаром. После это начался период, который впоследствии писатель ознаменовал, как годы странствий. К.Г. Паустовский много путешествует и собирает впечатления, истории, встречи, чтобы затем перенести их на бумагу.

 

В литературу К.Г. Паустовский входит через журналистику. Первые рассказы он издаёт в сборнике «Встречные кораблики» в 1928 году. Писатель занимается не только литературным творчеством, он пишет сценарии к кинофильмам, много пишет для театра. Неизменным во всех его произведениях остаётся одно – воспевание русской природы. К.Г. Паустовский своими сюжетами пытается найти гармонию между миром людей и миром природы.


  1. Откуда К.Г. Паустовский брал сюжеты для своих произведений?
  2. Какой теме писатель посвятил свои произведения?


Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб» 

Рассказ «Тёплый хлеб» написан в 1954 году. Эта история о противостоянии добра и зла впервые была опубликована на страницах знаменитого детского журнала «Мурзилка».

 

Сюжет произведения разворачивается в простой деревне Бережки, жители которой как могут выживают в суровую зиму военного времени. Из экспозиции читатель также узнаёт о том, как старый мельник Панкрат решил приютить у себя брошенное солдатами раненое животное – коня.

Рис. 2. Е.А. Мешков. Иллюстрация к рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». 1971. Рис. 2. Е.А. Мешков. Иллюстрация к рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». 1971.

Конь становится всеобщим любимцем: каждый житель деревни считает своим долгом как-то ему помочь, кроме главного героя рассказа – Фильки. Мальчик выделяется на фоне других, так как демонстрирует грубость по отношению к другим. Его недоверчивость и замкнутость послужили основой для прозвища «Ну тебя!» от фразы, которую мальчик постоянно произносит. Именно такое поведение и характер Фильки приводят к тому, что тот обижает коня: вместо того, чтобы поделиться с животным хлебом, мальчик бьёт его по губам и бросает хлеб под ноги коню. Такое поведение немедленно приводит к катастрофической кульминации: деревня оказывается скованна лютыми морозами, что предвещает голодную смерть для жителей. Этот фантастический элемент сближает рассказ со сказкой. Создаёт притчевый характер истории и воспоминания бабушки Фильки о таком же морозе, произошедшем по вине жителя деревни, который также обидел солдата. Причина природного катаклизма – злоба человека. 

 

Беседа с бабушкой заставляет мальчика осознать свою вину, жестокость своего поступка. Он решает признать свою ошибку и понести за неё ответственность. Обращение Фильки к коню с просьбой простить того, подводит сюжет к поучительной развязке: мельница снова начинает работать, а стужа и холод отступают от деревни.

 

В рассказе соединены реальность и фантастика, поэтому он напоминает сказку. К фантастическому относится внезапная метель сразу после того, как Филька обидел коня. В этом не было бы ничего волшебного, если бы бабка мальчика не рассказала историю о том, что много лет назад была такая же непогода после того, как один житель деревни обидел солдата. Причина мороза – людская злоба. 

 

Действия рассказа идут в хронологическом порядке, что позволяет писателю постепенно раскрыть характеры героев, объяснить мотивацию их поступив. Повествование К.Г. Паустовского своеобразно, так как в нём органично переплетаются реальное и сказочное, используются устаревшие речевые обороты и фольклорные выражения. Так автор придаёт рассказу поучительный тон: добрые поступки возвращаются добром, а равнодушие и злоба ведут к беде. Этот урок писатель вынес в название рассказа, которое не следует воспринимать буквально. Хлеб ассоциируется с достатком и домашним очагом. А эпитет «тёплый» говорит о чём-то добром, сделанном с заботой.


  1. Что в рассказе сказочного, а что реального?
  2. Как можно объяснить название рассказа?


Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы» 

Рассказ «Заячьи лапы» К.Г. Паустовский пишет в 1937 году, будучи уже признанным писателем. Основой для сюжета послужили наблюдения писателя за торфяными озёрами в Мещёрском крае. Природа является одновременно спасительной и губительной для человека. Её стихийное начало неподвластно никому и зачастую губительно. Огонь – наиболее опасная природная стихия, уничтожающая жизни животных, растений и людей.

 

Повествование начинается с загадки, что сближает рассказ со сказкой, сюжет в которой иногда предваряет присказка. Герой-повествователь узнаёт от деда Лариона и его внука Вани историю чудесного спасения. Дед и внук в начале истории пытаются вылечить обожженные лапы зайца, который почему-то является для них особенным. Характерной деталью зайца является «рваное левое ухо». Только в финале рассказа читатель узнает, что заяц вывел деда Лариона из лесного пожара. Оттого и чувствует свою вину дед перед животным, так как стрелял в него. Промах спас жизнь не только зайцу, но и герою. 

Рис. 3.Г.И. Епишин. Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». 1960. Рис. 3.Г.И. Епишин. Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». 1960.

События рассказа расположены не в хронологическом порядке. Намеренно нарушая порядок, К.Г. Паустовский создаёт особое эмоциональное напряжение, которое достигает наивысшей точки в финале рассказа, когда повествователь понимает, что заяц, избежавший смерти от охотничьего ружья, и заяц-спаситель – одно и то же животное. Дед Ларион не может смириться с недугом зайца, он его выхаживает, содержит в своем доме, ощущая злость на самого себя.

 

Злость героя объясняется автором в рассказе. Жизнь справедлива в своих проявлениях, а вина человека в неблагодарности и непонимании. Всякое существо на свете живое, обладающее душой: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле…»

 

Реалистичность повествования в рассказе создаётся с помощью живой русской речи: «оголец» (мальчишка), «не лайтесь» (не ругайтесь), «онучи» (обмотка на ногу, поверх которой надевают сапоги или лапти), «суховей» (название ветра) и т.д.

 

Богатство речи создаётся также и средствами художественной выразительности:

  • сравнения: «Созвездия, как холодные крупинки льда, плавали в воде», «Леса стояли сухие, как порох»;
  • эпитет: «По всем дорогам кололи звонкие березовые дрова»;
  • олицетворение: «Облака стремительно рвались вверх»;
  • метафора«Смерть настигала деда, хватала за плечи».

 

Темой рассказа «Заячьи лапы» является роль справедливости и благодарности в жизни человека, отношения человека и природы, которые зачастую не равны. Это произведение вызывает отклик у читателя, учит его сочувствовать и сопереживать не только людям, но и животным, природе в целом.


  1. В каких отношениях человек и природа по мнению К.Г. Паустовского?
  2. Как объясняет отказ продавать зайца дед Ларион?


 

Любовь к родному краю выражена в каждом произведении К.Г. Паустовского. Писатель высоко ценил доброе отношение к людям, животным, природе. В рассказах «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы» он учит жить в мире, содружестве и уважении.


Контрольные вопросы

 

  1. Чему учат рассказы К.Г. Паустовского?
  2. Какие языковые и художественные средства использует писатель в своих произведениях?


К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

 

План урока

  • Слово о К.Г. Паустовском
  • Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб»
  • Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы»

Цели урока

  • Знать биографию К.Г. Паустовского, содержание рассказов «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», значение литературоведческих терминов  
  • Уметь анализировать художественный текст

Разминка

Распределите эпизоды из произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в соответствии с их местом в композиции:

 

Эпизод

Элемент композиции

1

Алёша знакомится с королем Подземного царства, получает награду за спасение Чернушки

А

Экспозиция

2

Предательство Алёши

Б

Завязка

3

Алёша заступается за любимую курицу

В

Развитие

4

Прощание Чернушки с Алёшей

Г

Кульминация

5

Знакомство читателя с местом и временем действия, главным героем – Алёшей 

Д

Развязка

 

 

Рис. 1. Автор неизвестен. К.Г. Паустовский. Рис. 1. Автор неизвестен. К.Г. Паустовский.

Слово о К.Г. Паустовском

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)

 

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Он был третьим из четырёх детей. Его отец работал на железной дороге и отличался увлекающимся характером, который перенял будущий писатель: К.Г. Паустовский будет много путешествовать, что станет плодотворной почвой для сюжетов его произведений. Следует сказать, что семья К.Г. Паустовского отличалась многонациональным богатством: в его родословной есть и польские, и казацкие, и турецкие корни.

 

Детство и школьные годы будущего писателя прошли в Киеве, где он обучался в Киевской гимназии. Именно в это время он пробует себя в литературном творчестве. Подростком К.Г. Паустовский много читал, как и его сверстники. Особенно сильно его впечатляли романтические произведения, среди которых с особой нежностью он выделял произведение Александра Грина «Алые паруса».

 

После выпуска К.Г. Паустовский поступил в Киевский университет, из которого довольно быстро перевёлся в Московский. Но и там он бросил учёбу, предпочитая работать. За свою жизнь К.Г. Паустовский пробовал себя и в роли кондуктора трамвая, и в качестве учителя, работал корректором и репортером. В Первую мировую войну отправился на фронт санитаром. После это начался период, который впоследствии писатель ознаменовал, как годы странствий. К.Г. Паустовский много путешествует и собирает впечатления, истории, встречи, чтобы затем перенести их на бумагу.

 

В литературу К.Г. Паустовский входит через журналистику. Первые рассказы он издаёт в сборнике «Встречные кораблики» в 1928 году. Писатель занимается не только литературным творчеством, он пишет сценарии к кинофильмам, много пишет для театра. Неизменным во всех его произведениях остаётся одно – воспевание русской природы. К.Г. Паустовский своими сюжетами пытается найти гармонию между миром людей и миром природы.


  1. Откуда К.Г. Паустовский брал сюжеты для своих произведений?
  2. Какой теме писатель посвятил свои произведения?


Нравственные уроки рассказа «Теплый хлеб» 

Рассказ «Тёплый хлеб» написан в 1954 году. Эта история о противостоянии добра и зла впервые была опубликована на страницах знаменитого детского журнала «Мурзилка».

 

Сюжет произведения разворачивается в простой деревне Бережки, жители которой как могут выживают в суровую зиму военного времени. Из экспозиции читатель также узнаёт о том, как старый мельник Панкрат решил приютить у себя брошенное солдатами раненое животное – коня.

Рис. 2. Е.А. Мешков. Иллюстрация к рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». 1971. Рис. 2. Е.А. Мешков. Иллюстрация к рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». 1971.

Конь становится всеобщим любимцем: каждый житель деревни считает своим долгом как-то ему помочь, кроме главного героя рассказа – Фильки. Мальчик выделяется на фоне других, так как демонстрирует грубость по отношению к другим. Его недоверчивость и замкнутость послужили основой для прозвища «Ну тебя!» от фразы, которую мальчик постоянно произносит. Именно такое поведение и характер Фильки приводят к тому, что тот обижает коня: вместо того, чтобы поделиться с животным хлебом, мальчик бьёт его по губам и бросает хлеб под ноги коню. Такое поведение немедленно приводит к катастрофической кульминации: деревня оказывается скованна лютыми морозами, что предвещает голодную смерть для жителей. Этот фантастический элемент сближает рассказ со сказкой. Создаёт притчевый характер истории и воспоминания бабушки Фильки о таком же морозе, произошедшем по вине жителя деревни, который также обидел солдата. Причина природного катаклизма – злоба человека. 

 

Беседа с бабушкой заставляет мальчика осознать свою вину, жестокость своего поступка. Он решает признать свою ошибку и понести за неё ответственность. Обращение Фильки к коню с просьбой простить того, подводит сюжет к поучительной развязке: мельница снова начинает работать, а стужа и холод отступают от деревни.

 

В рассказе соединены реальность и фантастика, поэтому он напоминает сказку. К фантастическому относится внезапная метель сразу после того, как Филька обидел коня. В этом не было бы ничего волшебного, если бы бабка мальчика не рассказала историю о том, что много лет назад была такая же непогода после того, как один житель деревни обидел солдата. Причина мороза – людская злоба. 

 

Действия рассказа идут в хронологическом порядке, что позволяет писателю постепенно раскрыть характеры героев, объяснить мотивацию их поступив. Повествование К.Г. Паустовского своеобразно, так как в нём органично переплетаются реальное и сказочное, используются устаревшие речевые обороты и фольклорные выражения. Так автор придаёт рассказу поучительный тон: добрые поступки возвращаются добром, а равнодушие и злоба ведут к беде. Этот урок писатель вынес в название рассказа, которое не следует воспринимать буквально. Хлеб ассоциируется с достатком и домашним очагом. А эпитет «тёплый» говорит о чём-то добром, сделанном с заботой.


  1. Что в рассказе сказочного, а что реального?
  2. Как можно объяснить название рассказа?


Человек и природа в рассказе «Заячьи лапы» 

Рассказ «Заячьи лапы» К.Г. Паустовский пишет в 1937 году, будучи уже признанным писателем. Основой для сюжета послужили наблюдения писателя за торфяными озёрами в Мещёрском крае. Природа является одновременно спасительной и губительной для человека. Её стихийное начало неподвластно никому и зачастую губительно. Огонь – наиболее опасная природная стихия, уничтожающая жизни животных, растений и людей.

 

Повествование начинается с загадки, что сближает рассказ со сказкой, сюжет в которой иногда предваряет присказка. Герой-повествователь узнаёт от деда Лариона и его внука Вани историю чудесного спасения. Дед и внук в начале истории пытаются вылечить обожженные лапы зайца, который почему-то является для них особенным. Характерной деталью зайца является «рваное левое ухо». Только в финале рассказа читатель узнает, что заяц вывел деда Лариона из лесного пожара. Оттого и чувствует свою вину дед перед животным, так как стрелял в него. Промах спас жизнь не только зайцу, но и герою. 

Рис. 3.Г.И. Епишин. Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». 1960. Рис. 3.Г.И. Епишин. Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». 1960.

События рассказа расположены не в хронологическом порядке. Намеренно нарушая порядок, К.Г. Паустовский создаёт особое эмоциональное напряжение, которое достигает наивысшей точки в финале рассказа, когда повествователь понимает, что заяц, избежавший смерти от охотничьего ружья, и заяц-спаситель – одно и то же животное. Дед Ларион не может смириться с недугом зайца, он его выхаживает, содержит в своем доме, ощущая злость на самого себя.

 

Злость героя объясняется автором в рассказе. Жизнь справедлива в своих проявлениях, а вина человека в неблагодарности и непонимании. Всякое существо на свете живое, обладающее душой: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле…»

 

Реалистичность повествования в рассказе создаётся с помощью живой русской речи: «оголец» (мальчишка), «не лайтесь» (не ругайтесь), «онучи» (обмотка на ногу, поверх которой надевают сапоги или лапти), «суховей» (название ветра) и т.д.

 

Богатство речи создаётся также и средствами художественной выразительности:

  • сравнения: «Созвездия, как холодные крупинки льда, плавали в воде», «Леса стояли сухие, как порох»;
  • эпитет: «По всем дорогам кололи звонкие березовые дрова»;
  • олицетворение: «Облака стремительно рвались вверх»;
  • метафора«Смерть настигала деда, хватала за плечи».

 

Темой рассказа «Заячьи лапы» является роль справедливости и благодарности в жизни человека, отношения человека и природы, которые зачастую не равны. Это произведение вызывает отклик у читателя, учит его сочувствовать и сопереживать не только людям, но и животным, природе в целом.


  1. В каких отношениях человек и природа по мнению К.Г. Паустовского?
  2. Как объясняет отказ продавать зайца дед Ларион?


 

Любовь к родному краю выражена в каждом произведении К.Г. Паустовского. Писатель высоко ценил доброе отношение к людям, животным, природе. В рассказах «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы» он учит жить в мире, содружестве и уважении.


Контрольные вопросы

 

  1. Чему учат рассказы К.Г. Паустовского?
  2. Какие языковые и художественные средства использует писатель в своих произведениях?


Предыдущий урок
С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»
Русская литература XX века
Следующий урок
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»
Русская литература XX века
Урок подготовил(а)
Полина Юрьевна
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
  • Главные члены предложения

    Русский язык

  • Таблицы умножения на 2 и 3. Деление на 2 и 3. Чётные и нечётные числа. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

    Математика

  • Наша речь. Виды речи. Наш язык.

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке