Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

И.С. Тургенев. «Муму». Часть 2

Русская литература XIX века

И.С. Тургенев. «Муму». Часть 2

 

План урока

  • Система образов в рассказе «Муму»
  • Рассказ Тургенева как протест против крепостного рабства

Цели урока

  • Знать содержание рассказа «Муму», систему образов произведения
  • Уметь анализировать образы героев

Разминка

О каком герое рассказа Тургенева «Муму» идет речь? 

  • «…он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли что обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат».
  • «…во-первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, а во-вторых, эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа».
  • «Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она был весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие…»

 

Система образов в рассказе «Муму» 

 

Отдельные герои сыграли важную роль в судьбе Герасима. Например, башмачник Капитон Климов. Он был «горьким пьяницей». Глаголы действия показывают сущность этого человека: «проворно замигал глазками», «вытаращил глаза, поплелся вон», «развязно прислонясь». Ходит он в испачканном и оборванном сюртуке, дырявые сапоги подчеркивают его неряшливость. Главная деталь его портрета – «оловянные глазки», то есть пустые, ничего не выражающие. Говорит он безграмотно, коверкая язык. Описание Капитона контрастирует с описанием облика и жизни Герасима. На фоне дворника он выглядит жалким. 

 

Тургенев искусно создает портрет Татьяны, в которую влюбляется Герасим. Она трудолюбивая и кроткая, всех «боялась смертельно», «трепетала при одном имени барыни». Героиня бесправна перед помещицей, как и вся остальная челядь.  Голос ее тих, походка чуть слышна, лишь иногда она позволяет себе всплакнуть тихонько. Когда Гаврила объявляет Татьяне, что ее барыня выдает замуж за Капитона, та отвечает: «Слушаю-с». Татьяна, как и Герасим, по-своему нема: она не может защитить себя, сказать «нет». 

 

Татьяна пробуждает в Герасиме нежность, любовь, желание оберегать и защищать. Никто не смел обижать Татьяну, когда он взял ее под свою опеку. 

 

Страх перед барыней заставляет и дворню, и Татьяну хитрить и изворачиваться, придумывать, как сделать так, чтобы Герасим разлюбил девушку. Татьяна соглашается притвориться пьяной, чтобы оттолкнуть от себя человека, который относится к ней искренне. 

 

Герасим пытается через труд пережить душевную боль: разбил бочку, когда ехал за водой, «так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру». После прощания с Татьяной Герасим встречает Муму, которая избавляет его от одиночества.

 


1.Сравните двух героев: Герасима и Капитона.    

2.Каково значение образа Татьяны в рассказе? 


 

Рассказ Тургенева как протест против крепостного рабства 

 

В день встречи с «Муму» Герасим засыпает светлым, счастливым сном. В нем пробуждается нежность и забота к беззащитному существу.  

 

Однажды в барском доме щенок испугался и оскалил на барыню зубы. Муму не обманул ласковый голос барыни, она почувствовала ее неискренность. Тургенев изображает помещицу лживой: она то изображает веселье, то притворяется больной и падает в обморок, то пытается выглядеть страдалицей. Автор не дает барыне имени. Он называет ее «причудливой старухой», «старой барыней». Это обобщающий образ властной помещицы.

 

Барыня приказывает слугам убрать из дома собаку. Приказ исполняет Степан, который ловит щенка и увозит подальше, чтобы продать его. Герасим сразу понял, что собака исчезла не сама по себе. Он отчаянно пытался найти ее. Богатыря, который раньше не уставал от работы, Тургенев показывает измученным: «По его истомленному виду, по неверной походке, по запылённой одежде можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы». Как велико было горе Герасима, так же велика была и радость, когда собака вернулась.  Герой решил никому не показывать Муму и спрятать в своей коморке. Он даже не догадался, что она сама выдаст себя лаем. 

 

Подробно описано, как слуги подступают к каморке Герасима, чтобы забрать собаку. Целая толпа двинулась на маленькую собачонку по прихоти барыни. Но герой не подпускает их. Он обещает, что сам уведет собаку и больше она не вернется. 

 

Герасим подчиняется барыне. Так устроен его мир: он, крепостной и не может ее ослушаться. Герой вызывает сочувствие. Утопив «Муму» – самое дорогое, что у него было, – Герасим меняется. Он хочет освободиться от рабской зависимости и барыни. 

 

Свободу Герасим обретает в дерене, куда самостоятельно отправляется. В сцене возвращения героя в деревню впервые появляется пейзаж. Природа, с которой Герасим близок, не приемлет рабства и позволяет герою дышать свободой и трудиться в полную богатырскую силу. 

 

Уход Герасима от барыни – это бунт против крепостничества. Оно делает невыносимой жизнь крестьян и ожесточает господ. 

 

Судьба Герасима – это судьба всего крепостного народа. Тургенев показывает, что настанет момент, когда народ 

перестанет молчать и восстанет против гнета. 

 


Обратимся к устаревшим словам в тексте произведения.

 

Приживалка – бедная женщина, живущая в богатом доме из милости хозяйки. 

 

Компаньонка – женщина, которую нанимали в барские дома развлечения дам. 

 

Челядь, дворня – слуги. 

 

Ключник – слуга, которому доверяли ключи от кладовых. 

 

Форейтор – кучер, сидящий на передней упряжке лошади. 

 

Костелянша – женщина, которая ведала барским бельём. 

 

Дворецкий – управляющий хозяйством в барском доме. 


1.Какую роль играла Муму в жизни Герасима? 

2.Известно, что в основе этой повести лежит реальная история, произошедшая с дворником Андреем в Спасском. Однако после гибели собаки он остался верен своей госпоже и служил ей до конца жизни. Правильно ли поступил Тургенев, придумав совсем другую концовку? Что он хотел этим показать?


Задание 

 

Напишите сочинение, опираясь на предложенный план. 

 

Тема: Какими качествами Герасима я восхищаюсь вслед за автором? 

 

План: 

 

1.Кто такой Герасим? Как выглядит? Что автор подчеркивает во внешности героя? 

2.Какие поступки герой совершает и какие качества характера проявляются в этих поступках (подтвердить примерами из текста). 

3.Каким чувством наполнен финал рассказа? 

4.Какие качества Герасима достойны восхищения во все времена?


А.А. Фет. Лирика

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика