Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

Русская литература XIX века

12.03.2024
2139
0

А.С. Пушкин. «Няне». Пролог к «Руслану и Людмиле»

 

План урока

  • Детство А.С. Пушкина
  • Жанр послания. Стихотворение «Няне»
  • Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Цели урока

  • Знать какое влияние оказала Арина Родионовна на творческую судьбу А.С. Пушкина, черты жанра послания
  • Уметь создавать устные иллюстрации к эпизодам произведения, анализировать лирическое произведение

Разминка

Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

Детство А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

Рис. 1 К. де Местр. Портрет А.С. Пушкина-ребенка, 1802.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой арапа Петра Великого, Ганнибала. Отец будущего поэта увлекался поэзией, историей, театром, а дядя, Василий Львович Пушкин, был известным поэтом того времени — все это сильно повлияло на А.С. Пушкина.

 

Уже в детстве маленький А.С. Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: их дом посещали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети получали домашнее образование у гувернеров и учителей-французов, языком общения был французский. А.С. Пушкин быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца. В основном поэт читал французские книги, что повлияло и на его первые творческие работа.

Рис. 2. Неизвестный художник. Арина Родионовна Яковлева. 1-я четверть XIX века.

Лето мальчик всегда проводил у бабушки, Марии Алексеевны Пушкиной, в имении Захарово. От нее он услышал первые сказки, красивую русскую речь. Также большую роль в становлении А.С. Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна Яковлева.

 

В год рождения Александра Пушкина Арина Родионовна получила вольную, но не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем няней. Она знала великое множество песен и сказок, пословиц и поговорок, пела и рассказывала живо и увлеченно. С самого раннего детства А.С.  Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества.

 

Воспоминания о старине и народной жизни, которыми щедро делилась Арина Родионовна со своим воспитанником, отразились во многих стихотворениях поэта. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А.С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.


  1. Как уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие А.С. Пушкина-поэта?
  2. Благодаря кому поэт познакомился с русскими сказками?


Рис. 3. П.И. Геллер. Пушкин и Арина Родионовна, кон. XIX века.

Особое место в жизни А.С. Пушкина занимает село Михайловское. Именно здесь поэт находился в ссылке с 1824 по 1826 год по приказу Александра I за распространение свободолюбивых взглядов. Поэт находился далеко от светской и литературной жизни. Его одинокие дни скрашивала няня, заботами которой поддерживался тогда дом. Именно она стала слушателем и ценителем многих произведений А.С. Пушкина. А ее сказки вдохновляли писателя на творчество. Когда после ссылки А.С. Пушкин уехал в Петербург, няня осталась в Михайловском одна. 

 

Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году. А.С. Пушкин, находясь далеко от няни, обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.


Послание  – стихотворение, имеющее конкретного адресата.


Няне

 

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

 

 

В стихотворении А.С. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне.

 

Центральные образы: образ пожилой няни и образ лирического героя.

 

Уже первые строки показывают, что няня играла важную роль в жизни поэта. Няня очень любит своего воспитанника, в тоске ждёт его приезда. Автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

 

В стихотворении «Няне» писатель использует слова и выражения, которые теперь являются устаревшими:

  • Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
  • Горюешь, будто на часах – когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
  • Вороты – ворота
  • Всечасно – постоянно

Средства выразительности, используемые в стихотворении А.С. Пушкина «Няне»:

  • Метафоры: «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»;
  • Эпитеты: «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь»;
  • Сравнение: «горюешь, будто на часах».


  1. Какое стихотворение называется посланием?
  2. В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
  3. Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
  4. Найдите в стихотворении сравнения, эпитеты, метафоры.


Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Сказки, рассказываемые няней и бабушкой, с детства пленяли А.С. Пушкина. Восхищаясь богатством вымысла народных сказок, он восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» В сказках А.С. Пушкина, написанных для детей и взрослых, отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, вера в добро и справедливость.

 

Во время пребывания в ссылке в Михайловском поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». Рассказы няни и стали основой для написания пролога к поэме «Руслан и Людмила».

 

Вступление к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкин написал уже после того, как вышла первая редакция поэмы. Некоторые критики тогда говорили о том, что в произведении мало народных элементов. Именно поэтому писатель, стремившийся к народности, пишет в 1825 году пролог, в котором отобразились действительно народные образы. И вот в 1828 году появляется поэма, которую предваряет пролог.

 


У Лукоморья[1]

 

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи́ кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых[2] дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений[3] полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей[4] прекрасных
Чредой[5] из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет[6] грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;[7]
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

 


Пролог  – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своем замысле, настраивает читателя на определенный лад.


 

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» рассказывает о лукоморье и чудесах, происходящих там. Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты. Весь пушкинский текст наполнен архаизмами .

 


Архаизм  – устаревшее слово.

 

Например, златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь.  


 

Эти формы А.С. Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым. Он использует не только лексические, но и грамматические архаизмы. Например, «о заре прихлынут волны». Сейчас мы говорим: на заре; нахлынут – это старая форма настоящего времени (нахлынут волны… и тридцать витязей выходят…).

 

Мастерство А.С. Пушкина проявляется и в умении одним словом охарактеризовать героя, выразить свое отношение к нему. Например, Кащей «чахнет», то есть медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

 

Пушкинский пролог напоминает волшебную сказку. Во-первых, в нем множество сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга, говорящий кот, страшный колдун. Во-вторых, можно выделить композиционные элементы сказки:

  • зачин (рассказ о коте)
  • рассказ о чудесных героях
  • концовку

А.С. Пушкин представляет читателям свою поэму как одну из сказок, которую рассказывает кот учёный. Пролог к поэме продолжает древние традиции русского фольклора.

 

Композиционно пролог делится на две неравных части:

  • Первая часть состоит из первых 6 строк. В них поэт даёт указание на время и место действия: действие происходит у лукоморья днём и ночью. «Кот учёный» символизирует древнего автора-сказителя, который знает много сказок и песен.
  • Во второй части пролога перед читателем предстает мозаика из сказочных образов. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и избушка на курьих ножках, и более значимые персонажи – тридцать витязей, королевич, царевна, Баба Яга, Кощей Бессмертный.

Поэт подчеркивает, что волшебный мир, представленный в прологе, имеет русские корни: «там Русью пахнет!». Поэтому финал присказки завершается фольклорной формулой:

 

 

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету

 


  1. Какие русские народные сказки напомнил вам пролог? Назовите героев этих сказок.
  2. Каким настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?


 

Подведем итоги:

  • Стихотворение «Няне» поэт написал вдали от Арины Родионовны Яковлевой.
  • Пролог – это вступление к литературному произведению. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» наполнен образами русских сказок, былин, поверий, которые поэт слышал от своей няни. В прологе А.С. Пушкин выразил любовь к русской народной культуре.


Контрольные вопросы 

 

  1. К какому литературному жанру можно отнести стихотворение «Няне»?
  2. Из предложенных цитат выберите только те, которые относятся к стихотворению А.С. Пушкина «Няне»:

1)«Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь»

 

2)«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты»

 

3)«Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы»

 

4)«Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах»

 

5)«Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь»



[1] Лукоморье – излучина морского берега (от слова «лука» – изгиб – и «море»).

[2] Неведомый – неизвестный («ведать» означает «знать»).

[3] Видение – призрак, приведение.

[4] Витязь – воин, богатырь.

[5] Чредой (чередой) – один за другим.

[6] Здесь: берет в плен.

[7] Чахнуть – становиться слабым, болезненным.

Предыдущий урок
В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
Русская литература XIX века
Следующий урок
В.А. Жуковский. Литературная сказка. «Спящая царевна»
Русская литература XIX века
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Главные члены предложения

    Русский язык

  • Ткани растений

    Биология

  • Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке