Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Военные походы фараонов. Религия Древних Египтян

История Древнего мира

29.03.2024
2951
0

Военные походы фараонов

Казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы превратить долину Нила в неприступную крепость. С запада и востока доступ в Египет был надёжно защищён Ливийской и Аравийской пустынями; на юге египтяне ещё в древние времена преградили путь врагам по Нилу, выстроив несколько мощных крепостей. 

 

Самым уязвимым местом был север: низовья, где Нил впадал в Средиземное море, остались открыты для завоевателей. Именно здесь фараон и его подданные держали основную часть флота и сухопутной армии. О том, как воевали древние египтяне, как вооружались воины и о крупных завоеваниях и сражениях пойдёт речь в этом параграфе.

 

План урока

  • Отряды пеших воинов
  • Мощь боевых колесниц
  • Войско возвращается с добычей
  • Пленных обращают в рабство
  • Тяготы походной жизни рядового воина

Цели урока

  • знать об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружении
  • знать о завоеваниях фараона Тутмоса
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями
  • уметь работать с исторической картой

Отряды пеших воинов

Рис. 1. Египетский воин-пехотинец

Египет, как и все государства Древнего мира, формировался как военный лагерь. Главной целью знати было обогащение. Укрепив власть в стране, царь и его вельможи приняли решение увеличить территорию государства. Началась эпоха военных походов фараонов. 

 

Владыки Египта стали укреплять свою власть, расширять владения, накапливать богатства. Чтобы вести войны, фараоны нуждались в большом обученном войске. С этой целью каждого десятого юношу забирали на долгие годы в армию, а из богатств, накопленных фараонами, нанимались иноземные воины. 

 

Основой войска была пехота , вооружённая преимущественно луками и стрелами, а также кинжалами, копьями и боевыми топориками. Для защиты пехотинцы использовали деревянные щиты, обтянутые шкурами зверей, тело закрывал кожаный нагрудник, а голову шлем (рис. 1).

 

Благодаря широкому применению нового металла бронзы , египтяне получали преимущество перед врагами. Бронза сплав меди с оловом хоть и не очень твёрдый металл, но оружие из него было намного лучше медного. И армия, вооружённая бронзовыми мечами, стрелами и копьями с бронзовыми наконечниками, имела превосходство над противником.


Вопрос 1

 

Как вы считаете, что в древности было главной причиной военных столкновений?


Мощь боевых колесниц

Рис. 2. Египетская боевая колесница

Ещё одно серьёзное преимущество перед врагами египтяне получили после изобретения боевых колесниц (рис. 2). Колесница выглядела как двухместная повозка, запряжённая парой лошадей. На колеснице находились два воина: возница управлял конями, а боец-колесничий, вооружённый луком, обстреливал неприятеля. Площадка, на которой стояли воины, крепилась к длинной палке дышлу , за которое два коня везли повозку. 

 

Борта колесницы, защищавшие ноги воинов, обтягивали кожей и украшали металлическими бляхами. На головах коней развевались разноцветные страусовые перья. Использование колесниц позволяло быстро окружать и внезапно нападать на противника. Колесницы стоили дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне. Кроме того, у них было больше шансов выжить, так как они вступали в бой последними.


Вопрос 2

 

Как вы думаете, почему колесница была мощным и новым средством? Почему её снаряжение было таким дорогим?


Войско возвращается с добычей

 

Существовало три основных направления военных походов фараонов (см. рис. 3):

 

1. На юг, в страну Нубию с целью захвата золотых рудников и слоновьей кости.

 

2. На запад, через Ливийскую пустыню , население которой занималось скотоводством.

 

3. На северо-восток, в Азию, где располагался богатый полезными ископаемыми и залежами медной руды Синайский полуостров , а далее, на севере, могущественные государства Палестина, Финикия и Сирия , откуда привозили серебро и олово, дорогие ткани и древесину.


Крупнейших успехов добился фараон Тутмос III , который жил около 1500 г. до н. э. 


Рис. 3. Египетское царство

При Тутмосе III территория Египта увеличилась втрое. Фараону подчинились страны Восточного Средиземноморья Палестина и Сирия. На юге он завоевал богатую золотом Нубию. Армия фараона продвинулась в Переднюю Азию и дошла до берегов Евфрата. Всего за свою жизнь Тутмос III совершил более 20 военных походов. Столицей единого государства в это время стал город Фивы. Покровитель Фив бог солнца Амон превратился в важное для всего Древнего Египта божество. Это время эпохи наибольшего могущества древнеегипетского государства.

 

На покорённых территориях фараоны оставляли, обеспечивая войсками, своих наместников. Они обязаны были собирать дань и отправлять её в Египет. Самым распространённым товаром стали обращённые в рабство пленники.


Вопрос 3

 

Расскажите о целях и результатах военных походов египетских фараонов, используя карту на рис. 3.


Пленных обращают в рабство

 

Эпоха войн и могущества вошла в историю Египта как эпоха Нового царства, которое продолжалась с 1550 до 1075 гг. до. н. э. Фараоны собирали дань с покорённых народов: золото, серебро, медь, дорогие ткани, ценную древесину, изделия ремесленников, зерно, скот.  Тысячи пленных угонялись в рабство. Рабам сохраняли жизнь, но лишали их всех прав. Рабов-мужчин использовали на тяжёлых работах. Женщины-рабыни были заняты в домашнем хозяйстве.

 

В случае победы всё население Египта радовалось и ликовало. Во время праздников, устраиваемых фараонами, перед ликующей толпой проходили войска в парадных одеждах, везущие богатую добычу. Правитель одаривал народ подарками.


Вопрос 4

 

Как вы думаете, кто и при каких обстоятельствах мог стать рабовладельцем в Древнем Египте? Чем опасно распространение рабства для общества?


Тяготы походной жизни рядового воина

 

Сохранились описания жизни рядовых воинов, которые участвовали в походах фараонов. Вот что они гласят: «…бредёт он по горам и пустыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт протухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращается больным. Семья его бедствует без кормильца: поля пустеют, посевы топчут бегемоты и уничтожают птицы».

Рис. 4. Египетское войско в бою

Большинство воинов длительные походы разоряли. Пока они воевали, земельные участки зарастали, дамбы разрушались, каналы пересыхали. И захваченные в походах ценности делились несправедливо. Большую часть забирал себе фараон. Остальное он раздавал своим военачальникам и колесничим. 

 

Со временем недовольные таким положением египтяне стали поднимать восстания против власти фараонов. Это вынудило правителей нанимать в войско чужеземцев-наёмников, выдавая им плату из казны. Фараоны рассчитывали, что в случае заговора вельмож или восстания простых египтян наёмники быстрее придут на помощь.


Работа с историческим документом
 

Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах

 

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»

 

Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простёршись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало своё достояние «...» И всё войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2 041 лошадь, 191 жеребёнок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1 929 быков, 2 000 коз и 20 500 овец, 1 796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...

 

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44–45.

 

Вопросы к тексту документа:

  1. С какой целью фараоны совершали военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа.
  2. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины?
  3. Кому воздавали хвалу воины Египта?
  4. Кому они приносили награбленное?
  5. Как распределял награбленное имущество фараон?
  6. Какой характер носили войны?


Подведём итоги: во время правления фараона Тутмоса III были завоёваны обширные территории. В период наивысшего могущества древнеегипетская держава простиралась от берегов Нила до Евфрата. Власть фараонов опиралась на хорошо обученную и организованную армию.


Контрольные вопросы

  1. Каким оружием пользовались египетские воины?
  2. С какими целями фараоны содержали большое войско?
  3. Почему в войске фараона появлялись наёмники из других стран?


Ответы

Вопросы к тексту документа

  1. «...И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов...».
  2. Оружие, коней, скот, рабов, золотые и серебряные вещи.
  3. Своему фараону.
  4. Своему фараону.
  5. Ему и вельможам доставалось практически всё, а простые воины ничего не получали.
  6. Грабительский, несправедливый.


Предыдущий урок
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности
История Древнего мира
Следующий урок
Вечный город и его жители
История Древнего мира
Урок подготовил(а)
teacher
Олег Николаевич
Учитель истории и обществознания
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • О чем могут рассказать фразеологизмы

    Русский язык

  • Внутреннее строение Земли

    География

  • Афинская демократия при Перикле

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке