Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Цели урока

  • повторим знания о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об устаревших и заимствованных словах
  • будем развивать умение различать синонимы, антонимы и омонимы
  • научимся объяснять смысл некоторых фразеологизмов


Прочитайте высказывание русского учёного В. И. Даля и постарайтесь объяснить его.

«Слово — исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить …»


Речь — это исключительная, необыкновенная способность, которой обладает только человек. В слове связаны мысли и чувства, а в русском языке они связаны крепкими узами.

 

Лексическое значение слова — это то, что оно обозначает.


Рассмотрите рисунки. Что их объединяет?


Вспомните!

 

Многозначные слова — это слова, имеющие несколько значений.

 

Мышка – животное. Мышка – прибор для управления курсором в компьютере. Слово «мышка» имеет несколько значений, оно многозначное.


Прочитайте предложения, найдите в нём многозначное слово.

 

Петя помог бабушке донести до дома тяжёлую сумку.

Сегодня у меня был тяжёлый день.


Вспомните!

 

В этих предложениях есть многозначное слово – «тяжёлый». Но в первом предложении оно употреблено в прямом значении , а во втором — в переносном.


Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые на них изображены. При названии каких предметов вы испытали затруднение?


Вы без труда назвали предметы под номерами 2, 5 и 6 – это стиральная машина, утюг и пылесос, так как с ними хорошо знакомы. Наверное, назвать остальные предметы вам было трудно, так как вы с ними не встречались. 1 – кубышка, 3 – треуголка, 4 – жаровня. Это устаревшие слова.

 

Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.


Подумайте, что объединяет слова «шофёр» и «библиотека».


Запомните!

 

Во-первых, это слова с непроверяемым безударным гласным, то есть словарные слова. 

Во-вторых, эти слова пришли в русский язык из других языков. Слово «шофёр» - из французского языка, слово «библиотека» - из греческого. Такие слова называются заимствованными.

 

Заимствованные слова — это слова, вошедшие в русский язык из другого языка.


Посмотрите на картинки и определите, о каких группах слов можно по ним узнать.


Вспомните!

 

Слова «бегемот», «гиппопотам» одинаковы по значению, но различны по звучанию. Это синонимы.

 

Слова «злой», «добрый» противоположны по значению. Значит, это антонимы.

 

Два слова «ключ» различаются по значению, но одинаковы по звучанию, это омонимы.

 

Синонимы, антонимы и омонимы - это слова чаще всего одной и той же части речи.


Рассмотрите картинку и объясните значение фразеологизма «из кожи вон лезть».


Запомните!

 

Этот фразеологизм означает очень сильно стараться что-нибудь сделать.

 

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов.



Упражнение 1


Определите, какое лексическое значение может иметь слово «море». Раскрасьте карточки с верными записями. Составьте и запишите в тетрадь предложение, употребив слово «море» в переносном значении.


Упражнение 2

 

Обведите устаревшие слова в синюю рамочку, заимствованные слова – в зелёную.


Упражнение 3

 

Прочитайте пословицы. Выпишите антонимы и синонимы.  

 

Ученье – свет, неученье – тьма.

Приятелей много, а друга нет.

Не спеши языком, торопись делом.

Старый друг лучше новых двух.


Упражнение 4

 

Соотнесите фразеологизмы и их значения. Поставьте стрелки.


Всё ли в изученной теме вам было понятно? Раскрасьте нужный смайлик.

 

 


Ответы

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

 

Антонимы: ученье – неученье, свет– тьма, старый - новый. 

Синонимы: приятель - друг, не спеши - торопись.

 

Упражнение 4


 

I и II спряжение глаголов в настоящем, просто и сложном будущем временах

Морфология
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История